|
—
повторение одного или нескольких
слов в одном предложении или в
соседних предложениях, усиливающее
эмоциональную выразительность
текста. Повтор может подчеркивать
ключевое значение того или иного
слова для характеристики состояния
человека или его отношения к
чему-либо, эмоционально выделяя или
усиливая его. Иногда повтор
акцентирует в слове различные
оттенки смысла.
Простой эмоциональный повтор часто
использовали многие русские поэты.
Например, «Но бедный, бедный
мой Евгений... / Увы! Его смятенный
ум...»; «Страшно, страшно
поневоле / Средь неведомых равнин!»
(А.С.Пушкин); «Да не робей за
отчизну любезную... / Вынес
достаточно русский народ, / Вынес
и эту дорогу железную — /
Вынесет все, что господь ни
пошлет...» (Н.А.Некрасов).
Новые смысловые оттенки слова
выявляются в более сложных случаях
повтора. Например, «Дар
напрасный, дар случайный, /
Жизнь, зачем ты мне дана?»
(А.С.Пушкин). Здесь повтор слова
«дар» подчеркивает благоговейное
отношение поэта к жизни, а разные
определения создают новые смысловые
оттенки. В них выражено
представление о «случайности» этого
дара, о том,
что поэт считает этот дар
«напрасным», так как не может
распорядиться им, «недостоин» его.
Повтор одного и того же слова в
начале двух или нескольких
соседних стихотворных строк или
поэтических фраз называется
анафорой (от древнегреч.
anaphora
— вынесение). Реже встречается
повтор слова в конце соседних
стихотворных строк — эпифора
(от древнегреч.
epiphora
— повторение).
Замечательный пример анафоры (повтор
слова «стонет» в начале пяти
соседних стихов) находим в
стихотворении Н.А.Некрасова
«Размышления у парадного подъезда»:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет
он по полям, но дорогам,
Стонет
он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет
он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет
в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет
в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Анафора в этом стихотворении —
смысловой и эмоциональный эквивалент
утверждения Некрасова: «Где народ,
там и стон...». Повтор слова
«стонет» является одним из средств
создания символического образа
«скорби народной», залившей Россию,
подобно Волге во время весеннего
половодья.
Разновидностью словесного повтора
является рефрен (от франц.
refrain
— припев) — самостоятельное
восклицательное или вопросительное
предложение, логически не связанное
с текстом строф стихотворения или
глав поэмы. Рефрен (припев) — важный
ритмический и стилистический прием
устной народной поэзии. Именно
оттуда он пришел в песенную лирику
русских поэтов, в поэтические
произведения, где используются
выразительные средства народной
поэзии. Например, в поэме
М.Ю.Лермонтова «Песня про купца
Калашникова» после первой и второй
глав следует рефрен:
Ай, ребята, пойте — только гусли
стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую! |