|
— (франц.
portrait
— портрет, изображение) —
воссоздание внешности персонажей
эпических и драматургических
произведений, внешнего облика людей
в лирических стихотворениях (лицо,
фигура, одежда, походка, жесты,
манера держаться). Это один из
основных приемов изображения
человека в литературном
произведении. Портрет, подчеркивая в
человеке индивидуальные,
неповторимые черты, является важным
средством создания его образа.
Портретное описание относится к
самым древним приемам словесного
искусства. Уже в фольклорных
произведениях изображение внешности
людей использовалось не только для
того, чтобы представить их. Портрет
был средством авторской оценки героя
(возвышающей, идеализирующей или
негативной, уничижительной). В
литературе обычный, «паспортный»
портрет, представляющий человека,
используется довольно широко. Однако
в произведениях русских писателей
XIX-ХХ
вв. портретные описания несут чаще
всего более значительную смысловую
нагрузку. Портрет дает писателю
широкие возможности для
характеристики не только внешности,
но и внутреннего мира человека, так
как в облике человека всегда в
большей или меньшей степени
проявляются его взгляды на жизнь,
характер, психологические
особенности.
Психологический портрет
— один из вариантов изображения
внешности людей в литературе. В
отличие от обычного портрета,
главная цель которого — представить
человека, психологический портрет
связывает внешность героя с
особенностями его внутреннего мира.
Портретное описание указывает на
состояние души героя, акцентирует
внимание читателя на тех деталях
внешнего облика человека, которые
несут информацию о мыслях, чувствах,
переживаниях и настроениях.
Существуют две разновидности
психологического портрета:
1) в портретном описании может быть
подчеркнуто соответствие внешности
героя его внутреннему миру;
2) внешность героя и его внутренний
мир соотносятся по принципу
контраста.
Первая разновидность
психологического портрета широко
используется всеми писателями. Его
основа — убеждение в том, что
внешность человека — зеркало его
души, особенно если это человек
открытый, искренний, не умеющий или
не желающий притворяться.
Даже в замкнутом, скрытном человеке
внимательный наблюдатель может
различить тайное, за
внешностью-«маской» рассмотреть
истинное «лицо». Классический пример
такого портрета — психологический
портрет Печорина в повести «Максим
Максимыч» («Герой нашего времени»).
Портрет позволяет писателю
обнаружить несоответствие внешнего
облика героя его подлинным душевным
качествам. Чаще всего под напускным
равнодушием и спокойствием человека
скрываются сильные страсти и
волнения. Видимая бедность эмоций
маскирует внутреннюю энергию,
способность к глубоким переживаниям.
Иногда это противоречие не сразу
открывается читателю.
Портреты-зарисовки Татьяны —
светской дамы в восьмой главе романа
«Евгений Онегин» напоминают статуи,
расставленные в мастерской
скульптора. Густая вуаль
этикетно-дружелюбного светского
общения скрывает ее подлинные
переживания. Но это выясняется
только в последней сцене, когда
Онегин застает Татьяну плачущей над
его письмом. Ему на мгновение
показалось, что лед растаял. В этой
по-домашнему одетой женщине он вдруг
узнал "прежнюю Татьяну, трогательную
и прекрасную в искреннем проявлении
чувств: «Княгиня перед ним, одна, /
Сидит, не убрана, бледна, / Письмо
какое-то читает / И тихо слезы льет
рекой, / Опершись на руку щекой»
(Глава восьмая,
XL).
Другой вариант контрастного портрета
позволяет писателям сразу же
обнаружить способность героя к
«мимикрии» — защитной реакции
опытной и недоверчивой души. Так
изображается, например, Андрей
Болконский в романе Л. Н. Толстого
«Война и мир» (том первый, часть 1,
гл.
XXV).
Наедине с самим собой князь,
собирающийся на войну, не скрывает
своих чувств:
«Лицо князя Андрея было очень
задумчиво и нежно. Он, заложив
руки назад, быстро ходил по комнате
из угла в угол, глядя вперед себя, и
задумчиво покачивал головой».
Но облик Болконского мгновенно
меняется, как только он понимает,
что его уединение будет нарушено.
Перед нами — контрастный портрет,
подчеркивающий обычную для героя
потребность тщательно скрывать свое
душевное состояние:
«Страшно ли было идти на войну,
грустно ли бросить жену, — может
быть, и то и другое, только, видимо,
не
желая, чтоб его видели в таком
положении, услыхав шаги в сенях, он
торопливо высвободил руки,
остановился у стола, как будто
увязывал чехол шкатулки, и принял
свое всегдашнее спокойное
выражение». |