|
— (франц.
personnage;
от лат.
persona
(лицо, личность, личина) — этим
словом называли маску, которую
надевал актер в древнеримском
театре) — (действующее лицо,
литературный герой) — человек в
литературном произведении с его
внешностью, поступками, поведением,
речью, отношениями с другими
персонажами.
Среди трех близких по значению
терминов самым нейтральным, а потому
и наиболее предпочтительным во
многих случаях можно считать термин
персонаж. Термин
действующее лицо подчеркивает,
что человек совершает какие-то
поступки, действует, участвует в
событиях. Этот термин используется
чаще всего для обозначения людей в
пьесах. В термине литературный
герой (герой) многие теоретики
находят нежелательный смысловой
оттенок: указание на героическое в
человеке, хотя реально в нем может и
не быть никаких качеств героя. В
самом деле, ничего героического нет
в большинстве героев произведений
русских писателей
XIX
века. Некоторых из них можно даже
назвать не-героями или даже
антигероями (Чичикова,
Хлестакова, Раскольникова). Но с
течением времени термин
литературный герой утратил этот
оттенок смысла, поэтому все три
термина в практике анализа
произведений используются как
взаимозаменяемые.
В любом произведении (кроме
лирических) персонажи делятся на
центральных (главных) и
второстепенных. Центральные
персонажи показываются более
подробно, они являются основными
участниками событий, часто именно с
ними связан замысел произведения.
Изображение второстепенных
персонажей более лаконично, их
характеристики менее подробны, а
роль в сюжете произведения
ограничивается участием в небольшом
количестве событий. Эпизодические
персонажи часто служат для того,
чтобы создать фон, обстановку
действия. Они могут быть обрисованы
всего лишь несколькими штрихами.
Одна из важных сторон произведения,
составная часть его композиции —
система персонажей. Этим
термином определяются
взаимоотношения персонажей, их
участие в сюжете, ведь персонажи как
бы «сцеплены» друг с другом, их
могут связывать разнообразные
отношения: любви, ненависти,
симпатии или антипатии. Между
персонажами могут возникать
противоречия, конфликты. В системе
персонажей раскрывается замысел
писателя, его понимание отношений
между людьми.
Система персонажей в произведении
может меняться: в различных его
частях, главах, действиях (в пьесах)
участниками событий могут быть
разные лица, между которыми
возникают различные отношения.
Меняется от главы к главе или от
действия к действию соотношение
центральных, второстепенных и
эпизодических персонажей. Одни
перестают участвовать в действии,
другие, наоборот, появляются,
становятся активными участниками
событий.
Особое значение в системе персонажей
имеют персонажи-антиподы, то
есть люди, вступающие в конфликт
друг с другом (такой конфликт между
центральными персонажами часто
становится основой сюжета),
противоположные по своим убеждениям,
нравственным принципам. Такими
персонажами являются, например,
Гринев и Швабрин, Онегин и Ленский
(если учитывать противоположность их
характеров), Степан Калашников и
Кирибеевич, Печорин и Грушницкий,
Чацкий и Молчалин, Павел Петрович
Кирсанов и Базаров.
Иногда персонажи-антиподы четко
делятся на отрицательных и
положительных, если автор
выражает свое негативное отношение к
одному из них и противопоставляет
ему персонажа, воплощающего
авторские представления о «должном»,
справедливом, нравственном или
прекрасном. Деление персонажей на
положительных и отрицательных широко
представлено в произведениях
классицистов, а также в
произведениях с дидактической
направленностью. В них писатели
стремятся выразить свои
представления о том, что «хорошо» и
что «плохо» в человеке.
Большинство персонажей в
произведениях русских писателей,
даже если они и противопоставлены
друг другу в сюжете или какими-то
сторонами своей личности, не могут
быть оценены как положительные или
отрицательные по одной простой
причине: само произведение,
авторское отношение к этим людям не
дает оснований для такой оценки.
Авторы большинства романтических,
реалистических и модернистских
произведений избегают схематического
противопоставления «хороших»,
«добродетельных», «идеальных»
персонажей «плохим», «порочным»,
«низменным».
Иногда персонажи-антиподы
оказываются антиподами мнимыми.
Самый яркий пример находим в комедии
Гоголя «Ревизор». Здесь мнимыми
антиподами являются чиновники
уездного города, стремящиеся
обмануть ревизора, и Хлестаков,
ревизор мнимый, созданный
воображением самих испуганных
чиновников.
Существенными для понимания
драматургических произведений
являются так называемые
внесценические персонажи, то
есть люди, которых нет на сцене и
которые поэтому персонажами в
буквальном смысле не являются.
Однако их упоминают в разговорах или
репликах, о них говорят с одобрением
или осуждают. Такими внесценическими
персонажами являются, например, в
пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»
князь Федор, племянник княгини
Тугоуховской («он химик, он ботаник,
князь Федор, мой племянник»), брат
Скалозуба, бросивший службу и
удалившийся в деревню читать книги.
Гости Фамусова упоминают о них
потому, что, по их мнению, эти люди
— такие же сумасшедшие, как и
Чацкий, это жертвы «учености» и
книг. Вместе с тем существование
этих людей доказывает, что Чацкий,
который одинок на сцене, не одинок в
жизни. Внесценические персонажи,
упоминаемые в пьесах, как бы
расширяют сценическую площадку, круг
людей, изображенных в произведении.
Они пунктирно связывают пьесу с
более широким кругом людей и
событий, с самой жизнью. |