|
— (франц.
paysage,
от
pays
— страна, местность) — изображение
природы в литературном произведении.
Чаще всего пейзаж необходим для
того, чтобы обозначить место и
обстановку действия (лес, поле,
дорога, горы, река, море, сад, парк,
деревня, помещичья усадьба и т. д.).
Природа является частью предметного
мира, изображенного в произведении.
Эта функция пейзажных зарисовок —
наиболее древняя. Она возникла еще в
устном народном творчестве и широко
используется в произведениях русской
классической литературы
XIX
в. и в литературе
XX
в. Трудно представить себе эпическое
или драматургическое произведение
(если действие в нем разворачивается
не в помещении), в котором
отсутствовал бы пейзаж как
необходимый элемент повествования (в
романах, повестях, рассказах и
поэмах) или как сценический фон (в
пьесах, например в трагедии
А.Н.Островского «Гроза» и в драме
А.П.Чехова «Вишневый сад»). Пейзаж
находим и во многих лирических
произведениях. Пейзажная лирика
является важнейшей частью лирической
поэзии.
Необходимо помнить, что возможности
изображения природы и художественное
значение пейзажа в произведениях,
относящихся к различным литературным
родам, неодинаково. Например, в
лирических стихотворениях поэтов
XIX-XX
вв. пейзаж, как правило, несет
ощутимую психологическую нагрузку,
даже если картины природы
«предметны», насыщены разнообразными
деталями (см., например,
стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее
утро», «Осень» и «...Вновь я
посетил...», стихотворения
Ф.И.Тютчева «Есть в осени
первоначальной...» и «О чем ты
воешь, ветр ночной?..» и многие
другие). Отчасти это обусловлено
родовыми свойствами лирики. Она
субъективна, более открыта для
непосредственного выражения
настроений и переживаний по
сравнению с эпосом и драматургией.
Нередко явления природы становятся
образами-символами, раскрывающими
философские представления поэтов о
мире и человеке. Это особенно хорошо
видно в романтической лирике (см.,
например, «Невыразимое»
В.А.Жуковского, «Выхожу один я на
дорогу...» и «На севере диком стоит
одиноко...» М.Ю.Лермонтова, «Я
пригвожден к трактирной стойке...»
А.А. Блока).
В эпических произведениях природа
часто является самостоятельным
объектом изображения. Для эпического
писателя мир природы — часть
действительности, предметного мира,
окружающего героев. Природа
воздействует не только на поступки
людей, но и на их психологическое
состояние. В эпических
произведениях, начиная с романтиков,
широко используется психологический
пейзаж.
Психологический пейзаж
— один из видов пейзажа. В нем
различные явления природы
соотносятся с внутренним миром
героев. В отличие от обычного
пейзажа, воссоздающего обстановку
действия или раскрывающего авторское
отношение к природе (в эпических
произведениях), психологический
пейзаж необходим для того, чтобы
создать представление о душевном
состоянии людей.
В эпических произведениях могут
использоваться несколько видов
пейзажа. Пейзаж важен не только для
характеристики внутреннего мира
героев, но и для выражения авторской
позиции, что особенно наглядно
проявляется в произведениях
писателей-романтиков. Например, в
первой главе поэмы «Мцыри»
М.Ю.Лермонтова дан традиционный для
романтических поэм «пейзаж-развалины»,
сразу же создающий вполне
определенное настроение,
подчеркивающий жизнеспособность
легенды о юноше-пленнике на фоне
руин некогда процветавшего горного
монастыря. Пейзаж является одним из
средств выражения авторской позиции
в ранних романтических произведениях
М.Горького («Макар Чудра», «Старуха
Изергиль» и др.).
В произведениях
XIX
и
XX
вв., действие в которых происходит в
городе, появляется особый вид
пейзажа — городской
(урбанистический), нередко
отодвигающий на второй план или
вытесняющий традиционный пейзаж.
Урбанистический пейзаж — это
воссоздание городской среды. Яркие
примеры такого рода находим в поэме
А.С.Пушкина «Медный всадник», в
повести Н.В.Гоголя «Шинель», в
романе Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание». В этих
произведениях воссоздан облик
Петербурга. Сам город (его площади,
улицы, центр и бедные окраины)
становится не только местом, где
разворачиваются события, но и важным
фактором, влияющим на внутренний мир
и философское самосознание героев.
Вообще, «петербургская» тема
принесла с собой резкое усиление
значимости урбанистического пейзажа.
В романах Л.Н. Толстого «Война и
мир» и М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» воссоздана городская
среда Москвы. Даже в лирических
произведениях городской пейзаж с
середины
XIX
в. начинает играть важную роль
(стихотворения Н.А.Некрасова,
А.А.Блока, В.В.Маяковского). |