|
—
(тип героя)
— совокупность персонажей, близких
по своему социальному положению или
роду занятий, мировосприятию и
духовному облику. Такие персонажи
могут быть представлены в различных
произведениях одного и того же или
нескольких писателей.
Литературные типы являются
отражением тенденций духовного
развития общества, мировоззрения,
философских, нравственных и
эстетических взглядов самих
писателей. Распространение того или
иного литературного типа может быть
продиктовано «социальным заказом»,
то есть потребностью общества,
читателей в изображении людей с
каким-то устойчивым комплексом
качеств. Интерес и благожелательное
отношение к ним со стороны читателей
и критики, успех книг, в которых
изображаются такие люди, стимулирует
писателей к «повторению» или
«вариациям» определенного
литературного типа.
Нередко новый литературный тип
вызывает интерес критиков, которые и
дают ему название («благородный
разбойник», «лишний человек»,
«маленький человек», «униженные и
оскорбленные», «нигилист», «босяк»).
Теоретическое осмысление
литературных типов завершается
литературоведами, опирающимися на
более широкий круг фактов истории
литературы.
Литературный тип «благородного
разбойника»
возник в романтической литературе.
Это человек благородного
происхождения (дворянин), который в
силу различных обстоятельств
оказывается вне закона, становится
разбойником. Представитель высшего
сословия превращается в изгоя,
отверженного. Как правило, мотивами
такого превращения являются
оскорбление, унижение или обида.
«Благородные разбойники» борются за
справедливость, мстят своим
обидчикам. Это по-настоящему
благородные люди, жертвующие своим
общественным положением ради чести и
торжества справедливости.
«Благородные разбойники» есть и в
произведениях русских писателей:
таков Владимир Дубровский, мстящий
Троекурову и лжесвидетелям за
бесчестие (роман А.С.Пушкина
«Дубровский»), капитан Копейкин,
борющийся за то, чтобы
справедливость была восстановлена
(«Повесть о капитане Копейкине» в
поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
К типу «лишнего человека»
критики
XIX
в. и некоторые литературоведы в
XX
в. относят Евгения Онегина,
Печорина, Обломова, героев романов
Тургенева (Рудина, Лаврецкого). Так
называют дворян, не нашедших своего
места в жизни, не увидевших
применения своим силам, нередко
слабых и безвольных. Следует
заметить, что тип «лишнего человека»
— это скорее результат критического
осмысления названных героев с
определенных идеологических и
общественных позиций. Материал
произведений не позволяет оценивать
Онегина, Печорина и других только с
точки зрения их общественной
«пользы». Этот ряд героев
отражает разные эпохи, различные
представления писателей о человеке.
Рассматривать героев столь разных
произведений в рамках одного
литературного типа вряд ли
оправданно.
Литературный тип «маленького
человека» сложился в русской
прозе 1830-х — 1840-х гг. Для своего
времени такой тип героя был
своеобразной революцией в понимании
и изображении человека в
литературном произведении. В самом
деле, «маленький человек» был не
похож на исключительных
романтических героев с их сложным
духовным миром. «Маленький человек»
— это, как правило, бедный
петербургский чиновник, «винтик»
огромной бюрократической машины,
существо незаметное, стоящее на
одной из нижних ступеней социальной
лестницы. Характер такого человека
был непримечательным, в нем не было
каких-либо сильных душевных
движений, «амбиций».
Духовный мир «маленького человека»
скуден, малоинтересен. Однако авторы
произведений о «маленьких людях»
изображали их с гуманистических
позиций, подчеркивая, что даже такое
жалкое, беззащитное и бесправное
существо достойно уважения и
сострадания. Многим произведениям о
«маленьких людях» присущ
сентиментальный пафос. Появление
«маленького человека» стало началом
демократизации литературы.
Класси-ческиеобразы «маленьких
людей» созданы А.С.Пушкиным (Самсон
Вырин в «Станционном смотрителе»,
Евгений в «Медном всаднике») и
Н.В.Гоголем (Башмачкин в «Шинели»).
Развитием типа «маленького человека»
стал литературный тип «униженного и
оскорбленного» человека, который
ярче всего представлен в
произведениях Ф.М.Достоевского
(«Униженные и оскорбленные» —
название романа Достоевского).
Впервые образ «униженного и
оскорбленного» человека — Макара
Девушкина — создан Достоевским в
романе «Бедные люди» (1846). Этот
герой, бедный петербургский
чиновник, был внешне похож на
многочисленных «маленьких людей»,
изображавшихся писателями
«натуральной школы» 1840-х гг. Но, в
отличие от своих современников,
Достоевский не ограничился
социальной характеристикой
Девушкина. Он показал, что его герой
понимает и остро переживает свое
унизительное положение, не может
смириться с ним, хотя и не способен
к протесту.
Тип «униженного и оскорбленного»
стал подлинным художественным
открытием Достоевского. В его
изображении мелкие чиновники,
студенты, несчастные женщины и дети
из низов общества — люди гордые,
мыслящие, глубоко чувствующие, со
сложным и своеобразным духовным
миром. Некоторым «униженным и
оскорбленным» в произведениях
Достоевского присущи черты
романтических героев. Это романтики,
оказавшиеся на «дне» жизни, несущие
свой крест, но внутренне не
смирившиеся со своим унизительным
положением. Яркие образы «униженных
и оскорбленных» созданы писателем в
романе «Преступление и наказание»:
семья Раскольниковых, семья
Мармеладовых. Каждый из этих людей —
яркая личность со своей судьбой, со
своими взглядами на мир.
Первооткрывателем литературного
типа «нигилиста» был
И.С.Тургенев, создавший в романе
«Отцы и дети» образ Евгения
Базарова. После Тургенева этот тип
героя был воспринят многими
писателями 1860-х гг. как наиболее
злободневный и интересный. Появились
многочисленные «антинигилистические»
романы, отразившие подлинные черты
«нигилистов», а точнее,
разночинцев-демократов, 1860-х гг.
Но изображение «нигилистов» было
крайне тенденциозным, часто
карикатурным. Писатели фактически
создавали миф о лидерах молодежи
того времени, чрезмерно подчеркивая
в их мировоззрении, духовном облике,
бытовом поведении и даже внешности
отрицательные черты. «Нигилисты» в
романах И. А. Гончарова («Обрыв»),
Н.С.Лескова («Некуда» и «На ножах»),
В.П.Клюшникова («Марево»),
А.Ф.Писемского («Взбаламученное
море»), В.В.Крестовского (дилогия
«Кровавый пуф») нередко выглядели
примитивными людьми, распущенными и
развратными, прикрывавшими «системой
фраз» свое скудоумие и аморальность.
На фоне таких героев тургеневский
Базаров является объективным и самым
удачным в художественном отношении
опытом изображения
разночинца-демократа.
Литературный тип «босяка»
(«бывшего» человека, попавшего на
«дно» жизни, бродяги) появился в
произведениях М.Горького 1890-х гг.
— в рассказах «Челкаш», «Бывшие
люди», «Мальва». Классическим
завершением этого типа можно считать
героев горьковской пьесы «На дне»
(1902). В изображении Горького
«босяки» — выходцы из различных
слоев общества, оказавшиеся на
обочине, а часто на «дне» жизни. Это
бродяги, обитатели ночлежек,
притонов, живущие случайными
заработками, воровством или
подаянием. У них нет собственности,
они презрительно относятся к быту.
Горький подчеркнул в своих героях
особые духовные качества: гордость,
свободолюбие, жесткость, даже
жестокость по отношению к людям и в
то же время готовность отдать
последнее. «Босяки» презирают
жалость, не чувствуют себя
отверженными, а, напротив, любят
подчеркивать, что это они отвергли
фальшивый мир людей, их ложные
ценности. У них складывается своя
романтическая философия жизни,
основанная на культе свободного,
гордого и сильного человека.
Довольно
часто под литературным типом имеют в
виду просто группу персонажей,
объединенных общим социальным
положением (дворяне, помещики,
чиновники, крестьяне, купцы и т.п.)
или родом занятий, профессией
(офицеры, солдаты, ученые, писатели,
революционеры и т.п.). В этом случае
предполагается, что социальная или
профессиональная принадлежность
людей обусловливает их сходство. |