|
— важное понятие, касающееся
изображения человека в лирических
произведениях. Вопрос о содержании и
границах этого понятия, о том,
насколько оправданно использование
термина «лирический герой» при
анализе лирических стихотворений,
вызывает споры теоретиков
литературы.
Между тем в последние десятилетия и
в научном литературоведении, и в
практике лирическим героем принято
называть человека, от лица которого
написано стихотворение. Как правило,
внутренний мир именно этого
человека, его представления о жизни
раскрыты в лирическом произведении.
Лирический герой, в таком понимании,
— это образ человека, созданный в
лирическом произведении, независимо
от того, совпадает этот человек с
автором стихотворения или, напротив,
отличается от него. В этом случае
лирический герой отождествляется с
субъектом высказывания в лирическом
произведении, то есть с
лирическим субъектом.
Нередко термин «лирический герой»
используется при анализе эпических
произведений, чаще всего поэм.
Некоторые литературоведы говорят
даже о «лирическом герое» в «Евгении
Онегине»и в «Мертвых душах».
Вероятно, в этих случаях имеется в
виду либо автор, голос которого
открыто звучит в произведении, либо
понятие «лирический герой» заменяет
другие — «автобиографический герой»,
«образ автора». Заметим, что такая
замена ничем не оправдана, так как
«лирический герой» — это «герой»
лирического произведении.
Недопустимо отождествлять лирику
как род литературы и лиризм
как особого рода субъективность,
открытость, совокупность настроений
и переживаний, выраженных в тексте.
Термин «лирический герой» необходим
для обозначения человека в
лирических произведениях.
Однако отождествлять лирического
героя со всяким лирическим субъектом
нельзя. Ведь в большинстве
стихотворений лирический субъект
совпадает с самим автором
произведения. Поэтому вместо термина
«лирический герой» можно
использовать простые и понятные
слова, указывающие на принадлежность
мыслей, чувств, настроений,
выраженных в стихотворении: «поэт»,
«автор». Можно просто говорить о
том, что, например, в стихотворении
«...Вновь я посетил...» именно
Пушкину, а не «лирическому герою»
принадлежат мысли о будущем, о
«племени младом, незнакомом», а в
стихотворении Некрасова «Размышления
у парадного подъезда» именно сам
поэт, автор стихотворения,
обращается с горькими словами к
русскому народу.
Пушкин, Некрасов, Тютчев, Фет —
это лирики без лирического героя.
Авторский образ в их лирических
произведениях как бы слит с реальной
личностью — личностью самого поэта.
Называть этот лирическим героем
неуместно, ведь лирический герой,
как точно заметила исследовательница
Л.Я.Гинзбург, — «это всегда
отражение, отделившееся от
отражаемого».
Говорить о лирическом герое следует
тогда, когда в стихотворении,
написанном от первого лица,
лирический субъект в той или иной
степени отличается от поэта, автора
стихотворения. Варианты такого
несовпадения могут быть различными.
Иногда поэты сами подчеркивают
моменты расхождения между «я» поэта
и «я» человека, о котором они пишут.
Поэт как бы вживается в чужую (или
чуждую) ему роль, надевает
«лирическую маску». Иногда различия
затушеваны, не столь очевидны.
Например, духовный мир автора, его
внутренний опыт, положенный в основу
лирического произведения, может
оказаться лишь частью духовного мира
группы людей, современников (это
особенность многих стихотворений
М.Ю.Лермонтова). Важно помнить, что
термин «лирический герой» выявляет
различия между автором-поэтом и
лирическим субъектом. Только в этом
случае его применение имеет глубокий
смысл.
Отметим, что термин лирический
герой впервые использовал
Ю.Н.Тынянов в статье «Блок» (1921).
Он обнаружил несовпадение биографии
и личности реального Блока с образом
человека, созданным в его
стихотворениях. «Блок, — утверждал
Тынянов, — самая большая лирическая
тема Блока. Эта тема притягивает как
тема романа еще новой, нерожденной
(или неосознанной) формации. Об этом
лирическом герое говорят и
сейчас». Исследователь указал на
важную особенность, присущую лирике
многих поэтов «серебряного века».
Лирический герой появляется не
только в поэзии Блока, в основе
которой лежит миф о «пути»,
создававшийся самим поэтом на
протяжении многих лет. Присутствие
лирического героя — важнейшая
особенность поэзии Андрея Белого
(Б.Н.Бугаева), Федора Сологуба
(Ф.К.Тетерникова), В.Я.Брюсова,
Н.С.Гумилева, С.А.Есенина и других
поэтов начала
XX
в. |