|
— (лат.
clausula
— заключение) — последние слоги в
каждой стихотворной строке (стихе),
начиная с последнего ударного слога.
(от латинск.
conflictus
— столкновение) — противоречия,
возникающие между отдельными
персонажами, персонажем и
социально-бытовой средой, между
группами персонажей, сословиями,
классами. Эти противоречия
развиваются и в конце концов, как
правило, разрешаются в сюжете
произведения.
Конфликт является основой динамично
развивающегося сюжета. Именно
конфликт, развертываясь в сюжете,
определяет те или иные поступки
действующих лиц, ход и характер
событий. В избранном типе конфликта
писатель выражает свое понимание
реальных жизненных противоречий.
Не следует думать, однако, что
конфликт — основа всякого сюжета.
Сюжеты многих литературных
произведений не имеют основного
конфликта, попытки выявить такой
конфликт могут привести к ошибкам.
Конфликт может быть мнимым,
иллюзорным — в этом случае
иллюзорным, призрачным становится и
сюжет произведения, как это
произошло, например, в пьесе
Н.В.Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков
— это мнимая величина, по отношению
к нему уездные чиновники ведут себя
неадекватно. Их усилия, потраченные
на то, чтобы избежать гнева важной
петербургской особы, их лихорадочная
суета — это всего лишь бег на месте.
Кроме основного конфликта —
двигателя сюжетного действия — в
произведении могут быть
разнообразные частные конфликты,
возникающие во взаимоотношениях
персонажей. В сложных, многоплановых
произведениях (например, в
романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и
мир») частные конфликты необходимы
для того, чтобы точнее воссоздать
панораму жизни общества, быт, эпоху,
сложность и противоречивость
характеров людей.
В некоторых произведениях нет ясно
выраженного конфликта, его заменяет
конфликтный фон. Его
присутствие, например, в пьесе
А.П.Чехова «Вишневый сад», как и в
других его пьесах, проявляется в
повышенном беспокойстве, даже
нервозности персонажей. Источник
такого их поведения внешне никак не
определен. Это не результат
какого-либо явного конфликта,
нарушающего размеренное течение
жизни. Причина немотивированных
поступков, странных реплик,
срывающихся с уст персонажей,
какой-то бестолковой суеты, время от
времени возникающей в доме
Раневской, — не событийная, а
психологическая. Поэтому в чеховских
пьесах сюжетное действие отходит на
второй план, а главным становится
психологический подтекст,
проступающий за множеством частных
бытовых конфликтов. |