|
— (от древнегреч.
comos
— веселая толпа и
oide
— песнь;
comoidia
— буквально: «песнь веселой толпы»)
— древнейший жанр драматургии, в
основе которого особый тип конфликта
— комическое противоречие.
Этот жанр опирается на объективно
существующие комические
противоречия, на комическое в
самой жизни. Эти комические
противоречия становятся необходимым
условием для сатирического или
юмористического осмысления
характеров и обстоятельств. Однако
для жанра комедии решающее значение
имеют те комические противоречия,
которые создаются самими
драматургами. Они являются основой
сюжета, ими определяются характеры
героев и принципы их поведения.
Исторически сложились две основные
жанровые разновидности комедии:
комедия положений и комедия
характеров. Их отличия в том,
что в комедии положений источником
комического являются события,
ситуации, хитроумная интрига, а в
комедии характеров комические
противоречия заложены в характерах
героев, они-то и выявляются в ходе
действия.
В русских классических комедиях
сочетаются комизм ситуационный и
комизм характеров. Но их соотношение
может быть различным. В комедии
«Горе от ума» на первом плане
оказываются именно комические
противоречия в характерах и
поведении героев, в «Ревизоре» Н.В.
Гоголя преобладает комизм,
возникающий в результате ошибки,
самообмана чиновников. Основой
комедии, ее сюжетным ядром, стала
ситуация «подмены» истинного
ревизора мнимым. Результат —
комическое противоречие между тем,
что происходит в комедии (поведением
чиновников, их отношениями с
Хлестаковым, результатами
«ревизии»), и тем, что на самом деле
в ней как бы «ничего не происходит»,
ибо вся суета, все хлопоты
чиновников беспочвенны: ревизор-то
мнимый! |