|
— (от франц.
genre
— род, вид) — сложившийся в процессе
развития литературы, исторически
повторяющийся вид литературных
произведений.
Литературные жанры определяются по
ряду содержательных и формальных
признаков, имеющих устойчивый
характер. Важнейшими из них
являются:
— принадлежность произведений к
определенному литературному роду
(эпосу, лирике, драматургии);
— повторяющиеся в ряде произведений,
не зависящие от творческой
индивидуальности писателя
особенности содержания
(проблематика, принципы изображения
героев, тип конфликта, характер
авторского осмысления
действительности). В отличие от
термина содержание,
характеризующего одну из сторон
литературного произведения, эти
общие для произведений одного жанра
стороны содержания принято
обозначать термином жанровое
содержание;
— вид речи, использованной в
произведениях (прозаическая или
стихотворная);
— различия в объеме произведений.
Эти признаки жанров — основа
жанровой классификации
произведений внутри каждого
литературного рода. Учет всей
совокупности признаков важен далеко
не для каждого жанра. Эпические
жанры требуют полной характеристики.
Жанры драматургии и лирики
достаточно ясно могут быть
определены на основе лишь некоторых
из указанных признаков
(содержательных или формальных).
Многое зависит от взаимодействия
жанров внутри литературных родов и в
литературном процессе, огромную роль
играет традиция.
Система жанров
— это соотношение жанров,
возникающее внутри литературных
родов, а в ходе исторического
развития литературы — в литературных
направлениях. Каждый жанр существует
не сам по себе, а в определенной
системе жанров, сложившейся в
лирике, эпосе и драматургии и внутри
литературных направлений: в
классицизме, романтизме, реализме и
в модернистских течениях
Строгая жанровая упорядоченность
характерна для классицизма и
романтизма. Внутри реалистического
направления и модернистских течений
жестких жанровых систем практически
не существует. Жанры не исчезают, но
сильно изменяются или,
взаимодействуя с другими, теряют
свои очертания. Многие
реалистические и модернистские
произведения сохраняют лишь
отдельные более или менее ощутимые
жанровые признаки или тенденции.
Основными эпическими жанрами
в литературе
XIX-XX
вв. являются роман,
повесть, новелла, рассказ, очерк и
поэма. Предшественником всех
эпических жанров был стихотворный
эпос (в
XIX
в. произведения этого жанра,
например «Илиаду» и «Одиссею»
Гомера, называли эпическими
поэмами).
В школьной практике принято
учитывать главным образом «объемные»
характеристики эпических жанров:
охват жизненного материала,
особенности сюжетов, их
взаимодействие, разветвленность,
количество героев, а иногда и просто
количество страниц в произведении.
Однако такой подход мало что дает
для выяснения различий между
жанрами, не позволяя выявить их
художественные возможности,
специфику изображения людей и
действительности в произведениях
различных жанров.
Даже отличие романа от повести, если
учитывать только их объем, не столь
очевидно, как кажется: роман может
быть небольшим произведением с одним
сюжетом и незначительным количеством
персонажей (например, «Капитанская
дочка»). Повести, напротив, за счет
деталей, подробностей быта и нравов
могут иметь значительный объем.
Вовсе не работает критерий объема,
если необходимо разграничить
новеллу, рассказ и очерк: ведь все
они относятся к группе «малых»
прозаических жанров.
Ведущим критерием разграничения
эпических жанров является тип
жанрового содержания, то есть
такие особенности содержания
произведений, которые вместе с
устойчивыми формальными признаками
образуют жанр. Особенно важны
романический и
нравоописательный типы жанрового
содержания. Именно различия между
ними существенны при определении
жанра большинства эпических
произведений. В некоторых
произведениях можно выделить
национально-исторический тип
жанрового содержания.
Романический тип жанрового
содержания
— совокупность принципов изображения
человека в литературном
произведении. Главная особенность
произведений с романическим типом
жанрового содержания —
преимущественный интерес писателей к
личности героев, стремление раскрыть
в конфликтах и сюжетах их судьбы. В
романическом произведении в центре
повествования — как внешние,
так и внутренние изменения,
происходящие с людьми. Общественная
среда, быт и нравы могут быть
изображены достаточно полно и
подробно. Однако они не имеют
самостоятельного значения — это
только условия и обстоятельства,
позволяющие показать развитие
характеров героев, их судьбы.
В группу романических жанров обычно
включают роман, новеллу,
«романическую повесть»,
«романическую поэму». Некоторые
романические жанры не имеют четкого
терминологического обозначения.
Нравоописательный
(или этологический, от
древнегреч.
etos
— нрав и
logos
— слово, рассказ) тип жанрового
содержания противоположен
романическому, так как в
нравоописательных произведениях
проявляется иной принцип изображения
людей и обстоятельств.
В таких произведениях на первом
плане — не судьбы и развитие
характеров героев, а
общественно-бытовая среда,
определяющая их повседневное
существование, поведение и
психологию. Герои предстают прежде
всего как носители устойчивых
качеств, воспитанных и поощряемых
определенным укладом жизни, бытом и
нравами той или иной среды
(например, помещичьей, купеческой,
мещанской, рабочей или даже
«босяцкой»).
Жизнь людей в нравоописательных
произведениях изображается во всех
деталях и подробностях, однако их
характеры внутренне статичны, а
внешние изменения, происходящие с
ними, вполне укладываются в рамки
стереотипов поведения, предписанных
бытом и нравами их сословия,
общественной или профессиональной
группы (таковы, например, герои
«Мертвых душ» Гоголя). Конфликты
носят частный характер, являясь
«динамической» разновидностью
нравоописания. Господство
описательности — этот важнейший
художественный принцип авторов
нравоописаний — проявляется в
сюжетно-композиционных особенностях
произведений. Они складываются из
серии «стоп-кадров» («очерков»,
«эскизов», «сцен»), образуя своего
рода «хронику» жизни определенной
среды в рамках избранной писателем
исторической эпохи.
Национально-исторический тип
жанрового содержания
можно выявить прежде всего в
произведениях на исторические темы.
Признак произведений с
национально-историческим жанровым
содержанием — стремление писателей
запечатлеть наиболее значимые черты
избранной исторической эпохи. Это
общенациональные конфликты и
события, имеющие значение для
понимания судьбы народа, надолго
определяющие его общественное,
политическое и духовное развитие.
Личные судьбы и разнообразные
бытовые столкновения, которые могут
быть в изобилии представлены в
произведениях, имеют второстепенное
значение: они проясняют основное,
эпическое, содержание произведения.
Национально-исторический тип
жанрового содержания определяет
жанровое своеобразие «Песни про
купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова,
поэм «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А.Некрасова, «Двенадцать»
А.А.Блока, «Реквием» А.А.Ахматовой и
«Василий Теркин» А.Т.Твардовского,
взаимодействует с другими жанровыми
тенденциями (романической и
нравоописательной) в «Войне и мире»
Л.Н.Толстого, «Петре Первом»
А.Н.Толстого, «Тихом Доне»
М.А.Шолохова.
Основой разграничения жанров
драматургии, как и в эпосе,
является жанровое содержание.
Формальные критерии (объем и тип
художественной речи) не столь
значимы для определения жанровой
специфики произведений.
Родовые свойства драматургии
предполагают учет конфликта в
качестве ведущей стороны жанрового
содержания. Особенности конфликтов
(трагического, драматического или
основанного на комическом
противоречии) определяют не только
построение сюжета, но и принципы
изображения поведения и характеров
героев, пафос произведений. Именно
тип конфликта, лежащего в основе
произведения, позволяет теоретически
осмыслить различия между тремя
основными жанрами драматургии:
трагедией, драмой и комедией.
В каждой национальной поэзии
складывается своя система
лирических жанров, зависящая от
особенностей языка и системы
стихосложения: ведь лирические
произведения в подавляющем
большинстве написаны стихами.
Основные жанры русской лирики
сложились в
XVIII
— первой трети
XIX
в., в поэзии классицизма и
романтизма. Уже в 1820-е — 1830-е
гг. традиционные лирические жанры
перестали играть ведущую роль: формы
лирического самовыражения
становились все более разнообразными
и свободными. Жанр многих
стихотворений, написанных русскими
поэтами в
XIX
в. и тем более в
XX
в., определить трудно или
невозможно.
Большинство лирических стихотворений
глубоко индивидуальны, неповторимы.
В них можно отметить только родовые
свойства лирики. Но некоторые
произведения русских поэтов,
изучаемые в школьном курсе, имеют
ясно выраженные жанровые признаки.
Это прежде всего лирика русских
поэтов-романтиков первой трети
XIX
в. Как правило, «жизнь» этих жанров
длится и в творчестве поэтов
последующих эпох.
Лирические жанры можно разделить на
три группы:
— жанры, которые имеют только
содержательные признаки (элегия,
мадригал);
— жанры, имеющие как содержательные,
так и формальные — иногда не очень
ясно выраженные — признаки (ода,
дружеское стихотворное послание,
сатира, эпиграмма);
— жанры, определяющиеся только по
формальным признакам. Это прежде
всего жанр сонета. Крайне редко
встречаются в русской поэзии триолет
и рондо. Эти жанры иногда называют
жанровыми формами. |