|
—
(провансальское
ballada,
от
ballar
— плясать; итал. —
ballata)
— лиро-эпический
стихотворный жанр русской поэзии
XIX-XX
вв., в котором черты
эпического произведения (сюжетность,
наличие персонажей) сочетаются с
ярко выраженным лирическим началом
(психологизм,
эмоционально-экспрессивная окраска
стиля, передающего идеи и настроения
самого поэта).
Еще в
средние века баллада впервые
появилась как лирический жанр
(плясовая песня с любовной
тематикой) во французской и
итальянской поэзии. Однако русская
книжная баллада, возникшая в поэзии
В.А.Жуковского, развивала традиции
жанра английской (народные баллады о
Робин Гуде, баллады Р.Бернса и
поэтов-романтиков С.Кольриджа,
Р.Саути, В. Блейка) и немецкой
баллады (произведения И.В.Гете,
Ф.Шиллера, Л.Уланда). Эти баллады
были небольшими сюжетными
лиро-эпическими произведениями,
основанными на мифах, легендах,
сказаниях, историческом или бытовом
материале. Авторы русских баллад
учитывали также опыт русских
народных песен-баллад
(«Ванька-ключник», «Сестра и
братья-разбойники», «Горе» и др.),
которые отличались и от эпических
жанров фольклора — былин,
исторических песен (объемом), и от
лирических песен (сюжетностью). В
жанре баллады слились, таким
образом, различные традиции.
Баллады вслед за
Жуковским («Людмила», «Светлана»,
«Лесной царь») писали многие русские
поэты
XIX
в.: Пушкин («Песнь о
вещем Олеге»), Лермонтов
(«Бородино», «Воздушный корабль»,
«Спор»), А.К.Толстой и др. Не менее
популярен жанр баллады и в поэзии
XX
в. (баллады
С.А.Есенина, Н.С.Тихонова,
Э.А.Багрицкого, АА.Вознесенского и
др.).
Основной жанровый признак баллады —
сюжетное повествование. Но балладные
сюжеты сильно отличаются от сюжетов
эпических произведений. Сюжет в
балладе только пунктирно, схематично
намечает ход событий. Действия
персонажей — участников этих событий
— не имеют развернутых
характеристик. Временные и
пространственные координаты
происходящего условны и в принципе
малосущественны для понимания смысла
произведений.
Сюжет
баллады не имеет самостоятельного
значения. Скорее, это своеобразный
прием, необходимый для того, чтобы
мотивировать возникновение у
персонажей и автора определенных
чувств, настроений и переживаний.
Количество персонажей в балладе
минимально (как правило, два или
три). Иногда это только участники
диалога, как в балладе Лермонтова
«Бородино». Решающее значение в
балладах имеет подтекст: лирический
(баллады Жуковского), философский
(«Песнь о вещем Олеге» Пушкина) или
социально-психологический
(«Бородино» Лермонтова). |