|
—
понимание и оценка писателем
характеров людей, событий, идейных,
философских и нравственных проблем,
поставленных в литературном
произведении.
Не
следует отождествлять авторскую
позицию с логическими, ясно и
однозначно сформулированными
суждениями. Даже если в произведении
есть рассуждения писателя о
каких-либо проблемах или прямые
идейно-эмоциональные оценки
персонажей и событий, позиция автора
всегда шире подобных суждений и
оценок.
Оценки,
которые писатель дает различным
фактам жизни, людям, философским и
моральным принципам, даже
общественным системам, — это,
прежде всего, оценки в образной
форме. Авторская позиция
проявляется, например, в отборе
фактов, в том, в каких ситуациях
автор показывает персонажей, как
построен сюжет, какие точки зрения
на людей и события выражены в
произведении. Иногда сами писатели
настаивают, что для них важен даже
«ритм» произведения — его нарушение
разрушает авторский замысел. Словом,
авторская позиция проявляется во
всех основных сторонах литературного
произведения.
Авторская позиция может быть
выражена либо прямо, открыто,
недвусмысленно, в прямой оценочной
форме, либо косвенно, когда автор
старается избегать прямых суждений и
оценок. Некоторые писатели
используют для выражения своего
отношения к людям и событиям
героев-резонеров, то есть таких
героев, которые близки авторам,
выражают их мысли или их
представления о человеке, даже если
облик таких людей противоречит их же
собственным высказываниям. Таков,
например, Сатин в пьесе М.Горького
«На дне». Нередко героев-резонеров
использовали именно
писатели-драматурги, так как
драматургия сильно ограничивает
возможности прямого выражения
авторской позиции.
Особенно сложно анализировать
авторскую позицию в произведениях
тех писателей, которые избегают
прямых авторских оценок. Они как бы
«растворяются» в повествовании,
стремясь к максимальной
объективности. На первый взгляд,
такие писатели, как И.С.Тургенев или
А.П.Чехов, предоставляют читателю
самому оценивать происходящее,
самому определять свои симпатии или
антипатии. Но и в «объективных»
произведениях, разумеется, выражена
авторская позиция. Ее в какой-то
мере проясняют элементы формы этих
произведений: сюжет, композиция,
художественная речь.
Нередко
отношение автора к героям, событиям,
каким-то сторонам жизни остается
непроясненным, завуалированным.
Избегая прямых оценок (положительных
или отрицательных), писатель
стремится показать сложность,
неоднозначность изображаемого. Он
может обращаться к жизненному опыту
читателя, не предрешая читательского
отношения к героям и событиям. Чаще
всего в одном и том же произведении
мы находим и утверждение, и
отрицание, и непроясненность или
даже подчеркнутое безразличие
писателя к каким-то сторонам жизни. |