|
— (от древнегреч.
anti
— против, то есть
«противоположение»,
противоположность и
thesa
— положение) — противопоставление
слов, образов, персонажей, элементов
композиции. Это выразительный
художественный прием, позволяющий
писателям полнее охарактеризовать
героев, выявить свое отношение к ним
и к различным сторонам
изображаемого.
Словесная антитеза — соединение в
одном предложении или в одной
поэтической фразе слов или
словосочетаний с противоположным
значением или эмоциональной
окраской.
Например, «Город пышный,
город бедный / Дух
неволи, стройный вид...»
(А.С.Пушкин). Здесь в первой строке
антитеза эпитетов к слову «город»
(«пышный» — «бедный») выражает
пушкинское представление о
Петербурге. Оно конкретизируется
антитезой эпитетов во второй строке:
здесь противопоставляется духовное
содержание петербургской жизни («дух
неволи») и «внешность» города
(«стройный вид»). В другом
стихотворении Пушкина словесные
антитезы подчеркивают несоответствие
внешнего облика «рыцаря бедного» его
духу: «Жил на свете рыцарь бедный, /
Молчаливый и простой, / С виду
сумрачный и бледный, /
Духом смелый и прямой».
Антитеза способна выразить не только
различные стороны предмета или
явления, эмоционально окрашенное
отношение поэта к ним («Ты и
убогая, ты и обильная,
/
Ты и могучая, ты и
бессильная,
/
Матушка-Русь!», Н.А.Некрасов),
но и сложные эмоциональные состояния
человека, как, например, в
стихотворении А.А.Блока «В
ресторане»: «Но я встретил
смущенно и дерзко
/
Взор надменный и отдал поклон».
Часто словесные антитезы являются
оксюморонами, то есть сочетанием
противоположных по смыслу слов.
Образная антитеза
— контраст между двумя образами:
например, образами персонажей
(Онегин и Ленский, Чацкий и
Молчалин, опричник Кирибеевич и
купец Степан Калашников, Базаров и
Павел Петрович Кирсанов, Кутузов и
Наполеон и т.д.), образами города и
деревни в стихотворении «Деревня»
А.С.Пушкина, вселенской гармонии и
дисгармонии души лирического героя в
стихотворении «Выхожу один я на
дорогу...» М.Ю.Лермонтова,
монастыря-«темницы» и вольной
природы в поэме «Мцыри»
М.Ю.Лермонтова и т.д. Образная
антитеза — излюбленный прием
В.В.Маяковского.
Композиционная антитеза
— один из принципов построения
литературных произведений: это
противопоставление сюжетных линий и
эпизодов, сцен в эпосе и
драматургии, фрагментов и строф в
лирических стихотворениях. Например,
в романе «Евгений Онегин»
А.С.Пушкина в третьей — четвертой
главах несостоявшиеся любовные
взаимоотношения Татьяны и Онегина
противопоставлены «картине
счастливой любви» Ольги и Ленского.
Антитеза двух конфликтов
(идеологического и любовного) в
романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева
позволяет выявить истинный смысл
убеждений Базарова, основную причину
крушения его взглядов. Прием
антитезы широко используется в
лирических стихотворениях (см.,
например, стихотворения А.С.Пушкина
«К Чаадаеву», «Деревня», «Поэт»,
«Поэт и толпа», «Элегия» («Безумных
лет угасшее веселье...»),
М.Ю.Лермонтова «Парус», «Поэт»,
Н.А.Некрасова «Железная дорога»,
«Размышления у парадного подъезда» и
др.).
|