|
— (от древнегреч.
allegoria
— иносказание; от
allos
— иной,
agoreuo
— говорю) — иносказательный образ, в
котором конкретный предмет (явление,
имя, название) заменяет абстрактное
понятие или отвлеченную идею. Связь
между ними устанавливается, как
правило, только логически: она
условна, однозначна и не допускает
иных толкований, кроме того, которое
обусловлено традицией или
предполагается писателем.
В отличие от многозначных символов,
аллегории всегда имеют только одно
значение. Это обусловлено тем, что
аллегория создается не на основе
ассоциативных связей между
предметами и явлениями, а на основе
логических отношений, освященных
традицией. Аллегорические образы
имеют, как правило, весьма
отдаленное сходство с предметами,
которые они «переименовывают». И
общепринятые аллегории, и
аллегорические образы, создаваемые
писателями, чаще всего условные
знаки тех предметов и явлений,
которые они замещают, и очень близки
с этой точки зрения к
образам-эмблемам (такими образами
являются, например, «лира», «венок»,
«кубок», «треножник» в
стихотворениях Пушкина о поэзии).
Многие аллегории возникли из
символов: это как бы «стершиеся»,
утратившие живую образность и
новизну символы. Именно
традиционность, общепонятность
смысла превратила символы в
аллегории. Например, образы древних
сказок о животных (лиса, волк, заяц,
медведь) были сначала символами
нравственных свойств людей. Такими
символами они остаются в фольклоре и
сейчас. Позднее, когда эти образы
стали широко использоваться в баснях
и притчах, их иносказательный смысл
получил традиционное, общепринятое
значение. Символы народных сказок
превратились в аллегории: в баснях
лиса воспринимается как аллегория
хитрого и жадного человека, волк и
лев — грубого, властного и
кровожадного, змея — коварного и
подлого, ворона — аллегория глупца,
заяц — труса, медведь — властного
тупицы и т. д.
Из басен подобные аллегории легко
переходили в сатирические
произведения. Примером сатирических
«сказок»-басен, в которых
используются аллегорические образы,
являются «сказки»
М.Е.Салтыкова-Щедрина. Аллегории в
них — важнейший элемент так
называемого «эзопова языка», то есть
языка политической сатиры,
созданного в ответ на давление
цензуры. Аллегории, близкие к
басенным, — основа некоторых
произведений М.Горького — «Песня о
Соколе» и «Песня о Буревестнике».
Аллегорические образы создавали
русские писатели в советскую эпоху.
Как правило, популярность
аллегорических иносказаний в русской
литературе была вынужденной,
спровоцированной запретами и
ущемлением свободы слова.
Аллегории гораздо реже, чем символы,
используются в литературных
произведениях. Аллегорические образы
кажутся в сравнении с символами
холодными и рассудочными. Однако и
они могут ярко выразить
эмоциональный мир писателя. Веру в
торжество справедливости выразил
А.С.Пушкин в стихотворении «Во
глубине сибирских руд...», создав
аллегорический образ свободы,
которая «примет радостно у входа»
декабристов-каторжников.
Аллегорические образы «челна»,
«вихря шумного», «таинственного
певца» созданы в стихотворении «Арион».
Аллегорией является образ «клинка,
покрытого ржавчиной презренья» в
стихотворении М.Ю.Лермонтова «Поэт». |