|
В 1759 г.
Александр Сумароков начал издавать первый
частный журнал в России под названием
«Трудолюбивая пчела», наполненный очерками,
эпиграммами, притчами. Издание частных журналов
было важным событием в развитии русской
журналистики. Издаваемые частными лицами, они, в
отличие от официальных журналов, носили часто
оппозиционный по отношению к правительству
характер. Сумароков намеревался издавать журнал
«помесячно для услуги народной». «Трудолюбивая
пчела» отличалась политической тенденциозностью,
недаром разрешение на печатание журнала было
получено не сразу, и цензура пристально следила
за издателем «Трудолюбивой пчелы», что в
результате и привело к прекращению издания.
Первый номер вышел
в конце января 1759 г. тиражом 1200 экземпляров,
последний — в декабре того же года. В журнале
ощущалась оппозиционность правительству
Елизаветы Петровны и поддержка находящейся в то
время в опале Екатерины. Однако основным в
сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой
пчелы», принадлежащих самому издателю, было
обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и
казнокрадства, процветающих в Российской
империи. В журнале сотрудничали И. Дмитриевский,
Г. Козицкий, А. Аблесимов, А. Ржевский, А.
Нартов,
В.
Тредиаковский и другие авторы, но основная
направленность журнала была связана с
материалами Сумарокова, которые составляли
большую часть в каждой книжке «Трудолюбивой
пчелы». Если в первые полгода издания в журнале
встречаются статьи по философии, филологии,
истории (например: «О первоначалии и созидании
Москвы», «О истреблении чужих слов из русского
языка», «Об остроумном слове» и др.). то в
дальнейшем в журнале усиливаются обличительные
тенденции.
В своих
литературно-критических статьях Сумароков
полемизировал с
Тредиаковским,
Ломоносовым, заботясь о судьбах русской
литературы. В полемике он исходил из своих
представлений о средствах, с помощью которых
можно было создать истинно национальную
культуру. Сумароков верит в силу слова,
обращенную к разуму. Он отстаивает ясность мысли
и простоту чувств, считая, что «великолепие»,
пышность,
т. е. блестящий, торжественно-напряженный стиль
поэзии Ломоносова, лишены естественности,
строгой логичности.
В статье «Речь о
критике»
Белинский, рассматривая критику Сумарокова
на Ломоносова, приводит пример подобной критики:
«Возлюбленная тишина, блаженство сел, градов
ограда. Градов ограда сказать не можно. Можно
молвить, селения ограда, а не ограда града; град
от того и имя свое имеет, что огражден. Я не
знаю, сверх того, что за ограда града тишина...»
— и т. д.
Вместе с тем
Белинский отдавал должное Сумарокову:
«...Сумароков был совсем неплохой поэт для
своего времени, на которое поэтому он и не мог
не иметь сильного влияния. Он знал хорошо
французский и немецкий языки, был хорошо
воспитан и образован в духе времени; и будь у
него немного побольше вкусу, немного поменьше
самолюбия да владей он русским языком хоть так
хорошо, как владел им Ломоносов,— то при своем
жизненном и общественном направлении он
решительно затмил бы всех писателей своего
времени!..»
Характерно, что,
несмотря на полемику с Ломоносовым, Сумароков в
статье «О стопосложении» писал: «Ломоносова и
Поповского нет, а другие стихотворцы мне
неизвестны».
К
числу наиболее сатирически острых, злободневных
очерков в «Трудолюбивой пчеле» можно отнести
«Письмо о некоторой заразительной болезни», в
котором обличается взяточничество; письмо «О
достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит
свою мысль о том, что чины, богатство и
знатность не составляют еще достоинства
человека; очерк «О домостроительстве». В
последнем автор негодующе клеймит жестокость и
бессердечие помещиков по отношению к крепостным.
Подобный «домостроитель»,
«изверг природы», получивший
богатство свое за счет непомерного труда
крестьян, назван Сумароковым «доморазорителем».
Сумароков здесь вновь повторяет мысль о
естественном равенстве: «...каждый человек есть
человек, и все преимущества только в различии
наших качеств состоят».
Будучи и здесь выразителем сословных интересов
дворянства, Сумароков тем не менее пишет, что
«можно и крестьянину такую же есть курицу, какую
вельможа, ибо от вельможи больше рассудка
требуется, а не прожорливости». И хотя помещик —
«голова», а крестьянин — «мизинец», «однако и
мизинец ноги есть член тела».
Гневно и страстно звучат слова Сумарокова,
обращенные к помещику-крепостнику: «Увеселяюся
ли я тогда, имея доброе сердце и чистую совесть,
когда мне такой изверг показывает сады свои,
оранжереи, лошадей, скотину, птиц, рыбные ловли,
рукоделия и прочее? но я с такими
домостроителями не схожуся и пищи, орошенныя
слезами, не вкушаю. Много оставит он детям
своим; но и у крестьян его есть дети. В таком
обеде пища — мясо человеческое, а питие — слезы
и кровь их». Статья Сумарокова «О
домостроительстве» — один из ярких примеров
обличительной литературы
XVIII
в.
Неоднократно
проводит Сумароков в своем журнале мысль,
характерную и для его литературных произведений,
о том, что богатство и знатность не суть
достоинства человека. «Справедливо ли говорится
вместо «человек, имеющий великий чин» и «человек
знатного рода», — честный человек? Из сего
следует, что все крестьяне бесчестные люди, и
это неправда; земледелие не воровство, не
грабительство, но почтенное упражнение», — писал
Сумароков в письме «О достоинстве».
В очерке «Сон.
Щастливое общество» Сумароков в публицистической
форме «сна» рисует утопическую страну, в которой
социальное устройство не имеет ничего общего с
окружающей его действительностью. В этой стране
монарх — «великий человек» — воплощение всех
добродетелей, он заботится прежде всего о пользе
подданных и опирается в своем правлении на столь
же добродетельных «избранных помощников».
В этом «щастливом
обществе» законодательство основано на
естественном праве, «не имеют тамо люди ни
благородства, ни подлородства и преимуществуют
по чинам, данным им по их достоинствам и столько
же права крестьянский имеет сын быть великим
господином, сколько сын первого вельможи».
Раскрывающаяся утопическая картина жизни «щастливого
общества», где все основано на разуме — «грамоте
тамо все знают», — лишь подчеркивает
несправедливость и беззаконие, царящие в
современной писателю действительности. Недаром
свой очерк Сумароков заканчивает словами: «Дай
боже, чтобы сны, подобные сиу сему, многим
виделися, а особливо наперсникам фортуны».
Сатирические
очерки Сумарокова, которые часто направлялись
против придворной верхушки, острые эпиграммы и
притчи писателя способствовали тому, что цензура
пристально следила за издателем «Трудолюбивой
пчелы», и журнал Сумарокову пришлось закрыть. В
декабрьской, двенадцатой книжке «Трудолюбивой
пчелы» появилось стихотворение «Расставание с
музами», в котором Сумароков писал:
С Париасса
нисхожу, схожу противу воли
Во время пущего я жара моего
И не взойду по смерть я больше на него.
Судьба моей то доли.
Прощайте, музы, навсегда!
Я более писать не буду никогда.
Этим
стихотворением заканчивался последний номер
журнала, который положил начало сатирическому
направлению в журналистике
XVIII
в.
Источник: «Русская литература и
журналистика
XVIII
века». / Татаринова Л.Е. – М.:
"Проспект", 2006 г. |
|