|
Вскоре после прекращения издания «Трутня»
Новиков предпринимает выпуск нового журнала
«Пустомеля». В выборе названия он, по-видимому,
воспользовался примером английского
нравоучительного журнала «Болтун» ("The
Tatler"),
но, как и в предыдущем случае, кажущаяся
несерьезность названия была исполнена явной
иронии. «Пустомеля» начал печататься с июня 1770
г. и выходил в течение двух месяцев тиражом 500
экземпляров. Материалы публиковались также
анонимно, хотя и в этом издании Новиков
привлекал к участию других авторов. Среди
сотрудников «Пустомели» был
Д.И.
Фонвизин, а также востоковед-переводчик А.
Л. Леонтьев.
В этом издании Новиков несколько отошел от чисто
сатирической направленности в отборе материалов,
помещаемых на его страницах, и уже в первом,
июньском номере напечатал начало
нравоописательной повести «Историческое
приключение». Сочинение это интересно тем, что в
нем мы имеем дело с попыткой изобразить в
повествовательной форме живые образцы
правильного патриотического воспитания в духе
следования исконным русским добродетелям,
главной из которых является служение интересам
Отечества. Таков юный Добросерд, сын
новгородского дворянина Добронрава, обучаемый
всем новым наукам, иностранным языкам и в то же
время остающийся верным простому укладу жизни
предков без всякого увлечения модными привычками
к щегольству и верхоглядству. Идеальными
предстают и его отношения с соседской девушкой
Миловидой, его невестой. Обрученный с нею, он
все же едет служить в армию. Повесть осталась
незавершенной, но показательна попытка Новикова
противопоставить системе образования, основанной
на подражательности, совершенно естественный
взгляд на проблему воспитания, соответствующий
потребностям нации и не зависящий от моды.
Другим материалом такого плана можно считать
помещенное в следующем, июльском номере
«Завещание Юнджена Китайского Хана к его сыну».
Переведенное с китайского языка А.Л. Леонтьевым,
это сочинение представляет образ идеального
правителя, скромного в обхождении с зависимыми
от него людьми и полностью лишенного тщеславия,
заботящегося лишь о нуждах государства и
благополучии подданных. И предвидя смертный
конец, Юнджен меньше всего думает о себе. Данная
публикация также вписывалась в просветительскую
программу Новикова, но теперь это было
завуалированным прокламированием постулатов
просвещенного абсолютизма, именно той концепции
монархической власти, сторонницей которой
стремилась представить себя Екатерина
II.
Острейшей социальной сатирой является
опубликованное в том же номере сочинение
Д.И.
Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову,
Ваньке и Петрушке». В этом «Послании» устами
слуг автора дается картина поголовной
продажности и безнравственности власть имущих,
не исключая и служителей культа.
Попы стараются
обманывать народ,
Слуги — дворецкого, дворецкие — господ,
Друг друга — господа, а знатные — бояря
Нередко обмануть хотят и государя.
***************************
За деньги самого
всевышнего творца
Готовы обмануть и пастырь и овца.
Так отвечает на вопрос «Зачем сей создан свет?»
кучер Фонвизина Ванька. Для камердинера Петрушки
свет также предстает зрелищем, где каждый играет
свою роль, руководствуясь одной целью —
корыстью. Это яркий образец воинствующей сатиры
в духе идей французского Просвещения
XVIII
в., не исключая и прокламирования постулатов
деизма. И не случайно автор данного послания был
обвинен в безбожии. Вполне вероятно, что
закрытие «Пустомели» могло быть негласно связано
с этой публикацией.
Был в журнале и раздел «Ведомостей», свободный
от социально-сатирической окрашенности. Основной
темой «Ведомостей» стало освещение событий
русско-турецкой войны. Примечательным новшеством
раздела явилось помещение в нем, пожалуй, первых
в русской периодической печати театральных
рецензий на отечественные спектакли. Рецензии
были посвящены выдающимся деятелям русского
театра
XVIII
в. — драматургу
А.П.
Сумарокову, актеру А.И. Дмитревскому и
актрисе Т.М. Троепольской. Так, в июньских
«Ведомостях» сообщалось о гастролях в Москве
актера Дмитревского, сыгравшего главную роль в
трагедии Сумарокова «Семира», а также
отличившегося в драме Бомарше «Евгения». Оценка
игры актера была выше всяких похвал, что
свидетельствовало о высокой степени театральной
культуры московских зрителей. Попутно в рецензии
содержалась информация о текущем репертуаре
театра.
Другая рецензия, помещенная в июльском номере,
посвящена постановке одной из лучших трагедий
Сумарокова «Синав и Трувор» на петербургской
сцене. Особо отмечалась игра актеров:
«...надлежит отдать справедливость, что г.
Дмитревский и г-жа Троенольская привели зрителей
во удивление. Ныне уже в Петербурге не
удивительны ни Гаррики, ни Ликены, ни Госсенши.
Приезжающие вновь французские актеры и актрисы
то подтверждают». Подобные рецензии на страницах
«Пустомели» также отражали стремление Новикова
сочетать программу обличительной сатиры с
утверждением собственных отечественных ценностей
в области культуры.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|