Виктор Иванович
Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец
погиб на фронте в 1943 году. Мать – малограмотная крестьянка. Детство провел под
Новосибирском.
В 1961 году Лихоносов
окончил Краснодарский педагогический институт, после чего учительствовал на
станциях Кубани.
Первый свой рассказ
«Брянские» он опубликован в «Новом мире» в 1963 году. «Проза у него светится,
как у Бунина», - писал Александр Твардовский.
В 1966 году вышли две
книги Виктора Лихоносова: «Вечера и «Что-то будет». В том же году был принят в
Союз писателей СССР. В 1967 году опубликован сборник рассказов «Голоса в тишине»
с предисловием Юрия Казакова: «Все, что он написал, написано свежо, музыкально,
очень точно, и все проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной
любовью к человеку». Юрий Казаков познакомил Лихоносова заочно и с писателями из
эмиграции – Б.Зайцевым и Г.Адамовичем; с этого началось изучение Лихоносовым
жизни русского зарубежья.
В 1969 году в «Новом
русском слове» были напечатаны повесть Лихоносова «На долгую память» и статья о
нем лучшего критика русской эмиграции Г.Адамовича. А в 1973 году выходит книга
«Чистые глаза» с предисловием Виктора Астафьева.
Опубликовал цикл
повестей-путешествий «Люблю тебя светло», «Осень в Тамани» и «Элегия» - по
есенинским, лермонтовским и пушкинским местам.
С 1978 года Лихоносов
замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе
русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 г.)
Как и почти все близкие
ему писатели-деревенщики, перестройку не принял. Опубликовал книгу
антиперестроечной публицистики «Тоска-кручина». Лауреат Госпремии России,
Международной премии имени М.Шолохова. В 2003 году на Толстовских встречах
получил первую премию «Ясная Поляна».
Виктора Лихоносова с его
элегической, лирической, полной романтизма прозой напрямую к деревенской прозе и
не отнесешь, но и сам писатель и его герои, как правило, из простого народа, и
мысли и чаяния их совпадают с нравственными императивами писателей-деревенщиков.
Впрочем, и сама проблема малой родины Виктором Лихоносовым была поставлена одним
из первых.
Последние годы Виктор
Иванович редактирует в Кубани литературно-исторический журнал «Родная Кубань»,
пишет повести «Афродита Таманская», эссе о Лермонтове,
книгу «Записки перед сном», выступает с воспоминаниями о Юрии Казакове, Юрии
Селезнёве, Виталии Сёмине.
Живет в Краснодаре.
Женат, имеет двух внуков.
Виктор Лихоносов о себе:
В ту пору, когда я уже
вовсю печатался и перестал учительствовать, мне больше всего хотелось, чтобы
меня считала писателем моя малограмотная матушка. Не то чтобы там хвасталась
мною на каждом углу (это не в ее натуре), а потихоньку радовалась: не зря после
гибели отца на фронте она старалась исполнить его наказ в письмах – выучить
сына, вывести в люди. Я стеснялся спросить ее, нравятся ей мои книги или нет.
Слава Богу, и в семье моей никто никогда не подчеркивал моих успехов, не было
этой провинциальной гордости и заносчивости, скорее, наоборот: «Ну, что он там
пишет?» Проще всего сказать, что это от скромности. Но нет. Родственники мои,
очевидно, представляли себе писателей хрестоматийно, по-школьному,
по-студенчески: писатели – это Шекспир, Сервантес, Бальзак,
Пушкин, Лермонтов,
Толстой, Бунин,
Шолохов, Твардовский, Федин,
Паустовский и т.п. Мое ощущение всю жизнь точно такое же. Как-то на Всесоюзном
съезде писателей в Кремле все вышли из зала в фойе и гость съезда Альберто
Моравиа, проталкиваясь в тысячной толпе мастеров слова, вдруг воскликнул:
«Неужели может быть на свете так много писателей?» Он как будто за меня
удивился. В Коктебеле очень умные коллеги мои, москвичи, издавна знавшие назубок
историю нашей литературы, прочитавшие все книги русской эмиграции, в
раздраженном споре с мнительными писателями из той самой кремлевской кучи в фойе
кричали: «Мы знаем свое место! Мы заменяем тех, кто погиб в войнах, тюрьмах и
кто не родился от… погибших после революции!»
Все это «самоуничижение»
я затеял в своей автобиографии для того, чтобы честно признаться, как неловко я
чувствовал себя на улице литературы в те годы. Отчего же я, зачем я писал?
Первый свой рассказ «Брянские», опубликованный в 1963 году в журнале «Новый мир»
А.Т.Твардовским, и последний роман «Наш маленький Париж» я
написал потому, что мне жалко было людей, которых я полюбил.
Мои родители в годы
коллективизации уехали из воронежского села искать пропитание сначала в Донбасс,
а затем в Сибирь. 30 апреля 1936 года в Топках (под Кемерово) появился на свет
я; до меня умерло шестеро и после меня – двое. Через два месяца семья
перебралась в Новосибирск. Там, на левобережье Оби, в Кривощекове, в окружении
коренных сибиряков (чалдонов) и воронежской колонии переселенцев я и вырос,
благополучно закончил школу после смерти Сталина, поработал немножко на заводе «Сибсельмаш»
и сорвался в дальнюю даль – на Кубань, поступил в педагогический институт на
историко-филологический факультет. Юг спас мое здоровье, а тихий ласковый
Краснодар, степь, горы и полюбившаяся мне угловая Таманская земля, омываемая
морями, усугубили мою склонность к созерцанию.
Не какой-то огромный
опыт, а впечатлительность привела меня к писательству.
Читал я в детстве мало,
и мне кажется нынче: если бы не очаровали меня эмигрантские страницы
И. Бунина (в 1956 году вышел его однотомник), «Тихий
Дон» М. Шолохова, стихи С.
Есенина, если бы не благословлявший дорожить мечтательностью и печалью своей
души К. Паустовский, то я не посмел бы написать и строчки. Мое мироощущение
подкреплялось мироощущением знаменитостей: ага! Этого нежного трепета стесняться
не надо. Раскрепоститься в тайных переживаниях и потом выйти с ними «на площадь»
- непросто. Помогли и живые писатели: Ю.П.Казаков, Ю.О.Домбровский,
А.Т.Твардовский да и весь тогдашний журнал «Новый мир», в
котором меня привечали. Но робость перед литературой беспокоит меня и по сей
день. Из-за этого у меня были большие перерывы в работе. Зато матушка моя,
втайне нежелающая навеки оставаться в чужой земли без родни, сказала мне
недавно: «Умру, так напишите на могиле, что я – “мать писателя”».
Источник: «Серебряный век
простонародья». / В.Г.Бондаренко. – М.: ИТРК, 2004
|