| 
								
								Иван Алексеевич Бунин родился 22 (10 по 
								старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в 
								небогатой дворянской семье. Детские годы 
								будущего писателя прошли в поместьях Буниных 
								Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской 
								губернии. Получив домашнее начальное 
								образование, он в 1881-1886 гг. учился в Елецкой 
								гимназии, которую не закончил. Проходил курс 
								гимназии дома под руководством старшего брата 
								Юлия. Сложные материальные условия в семье 
								побудили Бунина рано начать самостоятельно 
								работать. В 1889-1895 гг. он был журналистом в 
								орловской периодике, служащим земской управы в 
								Полтаве, где жил его старший брат; посылал свои 
								первые литературные опыты — стихи и рассказы — в 
								столичные газеты и журналы. В эти годы Бунин 
								испытал серьезное воздействие этического учения 
								Л.Н.Толстого, 
								который позднее станет для писателя главным 
								художественным авторитетом. 
								 
								По его собственным словам, в ту пору ему "все
казалось очаровательно: и люди, и природа, и
старинный, с цветными окнами, дом бабки, и
соседские усадьбы, и охота, и книги, один вид
которых давал почти физическое наслаждение,
и каждый цвет, каждый запах..." 
								Первое стихотворение Бунин напечатал в 1887
году, называлось оно "На смерть Надсона".
								Переломным в судьбе начинающего писателя стал 
								1895 г., когда он оставил службу в Полтаве и 
								переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, 
								где у него образовался широкий круг знакомств 
								среди писателей. Особенно важными были 
								знакомство с А.П.Чеховым и сближение с 
								участниками московского литературного кружка 
								«Среда» (в конце века в кружок входили 
								М.Горький, 
								А.И.Куприн, 
								Л.Н.Андреев, Н.Д.Телешов 
								и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х гг.). 
								
								 
								Со второй половины 1890-х гг. Бунин активно 
								печатается, постепенно создавая себе репутацию 
								первостепенного писателя-реалиста. В 1900-е гг. 
								большая часть бунинских стихотворений и 
								рассказов публиковалась в изданиях издательства 
								«Знание», которым руководил М.Горький, 
								дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он 
								считал, талантом своего писательского поколения. 
								Одним из первых предсказал Бунину неординарную 
								литературную судьбу А.П.Чехов. Чеховское 
								дружеское участие очень многое дало молодому 
								писателю, а предсказание скоро стало 
								подтверждаться: вышедший в 1901 г. поэтический 
								сборник Бунина «Листопад» был отмечен 
								академической премией имени Пушкина, появление 
								его новых произведений одобрительно встречалось 
								большей частью влиятельных критиков, а в 1909 г. 
								писатель удостоился чести быть избранным 
								почетным членом Российской Академии наук. 
								В характере Бунина — нелюбовь к домоседству, 
								настойчивая тяга к перемене мест, стремление 
								постоянно разнообразить круг жизненных и 
								художественных впечатлений. Едва ли не главная 
								жизненная страсть Бунина — любовь к 
								путешествиям. Уже в 1880-е — 1890-е гг. он много 
								путешествовал по России, а в начале нового века 
								объездил Европу, странствовал по Ближнему 
								Востоку, побывал во многих странах Азии. Не 
								удивительно, что в качестве материала для своих 
								произведений Бунин нередко использовал не только 
								впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь 
								он знал и понимал исключительно глубоко), но и 
								свои зарубежные наблюдения. 
								Расширение тематики при этом не мешало, а скорее 
								помогало зоркости взгляда на жизнь России, 
								способствовало росту исторической и философской 
								масштабности этого взгляда. На фоне русского 
								реализма начала XX в. позиция Бунина по 
								отношению к русской жизни выглядела непривычно: 
								многим своим современникам писатель казался 
								невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и 
								блестящим мастером, а его суждения о России, 
								русском человеке, русской истории — слишком 
								отстраненными, внешними. Действительно, 
								при постоянном и остром ощущении своей 
								принадлежности русской культуре, «роду отцов 
								своих», переживании древности и величия Руси, 
								Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных 
								социальных тревог, избегал в своем 
								дореволюционном творчестве публицистичности (что 
								заметно отличало его от М.Горького, 
								А.И.Куприна, 
								Л.Н.Андреева и от некоторых поэтов-символистов). 
								При взгляде на Россию Бунину всегда была нужна 
								дистанция — хронологическая, а иногда и 
								географическая. Интересно, например, что в 
								Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и 
								повести о русской деревне, а находясь в России, 
								писал об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке. 
								Заметная особенность творчества Бунина — его 
								универсализм. Писатель одинаково ярко проявил 
								себя и как прозаик, и как поэт, и как 
								переводчик. Переводческая работа сопутствовала 
								писательскому росту: еще до публикации своих 
								первых стихов и рассказов он в 1886-1887 гг. с 
								увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в 
								последующие годы — Петрарку, Гейне, Верхарна, 
								Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих 
								других зарубежных классиков. Главной 
								переводческой работой Бунина стала «Песнь о 
								Гайавате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 г. 
								Школа поэтического перевода с ее поиском 
								единственно возможного слова — один из 
								источников бунинского исключительного словесного 
								мастерства. Работа над стихотворными переводами 
								помогла Бунину в совершенстве овладеть и формой 
								классического русского стиха. 
								В жизни писатель чрезвычайно ценил личную 
								независимость. Поэтому, даже сотрудничая с 
								М.Горьким (а в начальную пору своего 
								писательства — и с символистами 
								В.Я.Брюсовым и 
								К.Д.Бальмонтом), он избегал участия в 
								коллективных писательских акциях и сохранял 
								независимость своих художественных принципов. 
								Свойственна была ему и жажда первенства: он мог 
								согласиться в литературе только на роль солиста, 
								зачастую резковато отзываясь о достоинствах 
								своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы 
								ревниво относясь к возможным претендентам на 
								место «первого» русского писателя. 
								В 1910-е гг. Бунин вступил сложившимся 
								художником с устойчивой репутацией одного из 
								лучших в России мастеров слова. Если в 
								1890-1900-е гг. главное место в творчестве 
								Бунина занимало поэтическое творчество, то 
								позднее на первый план вышла проза, вобравшая в 
								себя органически присущий таланту писателя 
								лиризм. Предреволюционное десятилетие — время 
								создания таких бунинских шедевров, как повести 
								«Деревня» и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из 
								Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Захар Воробьев», 
								«Легкое дыхание», 
								«Грамматика любви» и др. К этому времени 
								окончательно определяются важнейшие принципы его 
								мировоззрения и творчества, достигают 
								отточенности 
								«фирменные» стилевые приемы. 
								Утверждение в России нового политического строя 
								заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а 
								в 1920 г. окончательно расстаться с родиной. 
								Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно 
								осудил. Его дневник революционных лет, 
								опубликованный в эмиграции под заголовком 
								«Окаянные дни», 
								лучше всего объясняет причины, заставившие 
								писателя эмигрировать: заметки Бунина отличаются 
								высокой концентрацией страстной неприязни к 
								большевизму. 
								 
								Эмигрантский период жизни и 
								творчества Бунина связан с Францией. Большую 
								часть эмигрантских лет писатель провел в городе Грасс недалеко от Ниццы. В отличие от других 
								русских эмигрантов, Бунин не считал, что 
								художник не может полноценно творить в отрыве от 
								родины. Почти все, что он написал в эмиграции, 
								принадлежит к его лучшим созданиям. Интересно, 
								что если перед революцией он многие рассказы 
								создавал на зарубежном материале, то в 
								эмиграции почти все произведения — о России. 
								Шедеврами эмигрантского периода творчества стали 
								повесть «Митина любовь», автобиографическая 
								книга «Жизнь Арсеньева» (одно из самых «бунинских» 
								произведений), сборник рассказов о любви 
								«Темные 
								аллеи» и художественно-философский трактат 
								«Освобождение Толстого». В 1933 году стал 
								лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за 
								выдающиеся литературные произведения). Последняя книга, над 
								которой работал Бунин и которую ему не удалось 
								завершить, — «О Чехове». 
								 
								
								Писателя не стало 8 ноября 1953 г. Он 
								был похоронен 
								на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под 
								Парижем.
 
 
								
								
								Литературно-критические статьи И.Бунина 
								
								Любовь в произведениях Бунина 
								
								Произведения И.Бунина в библиотеке 
								
								Стихотворения 
								И.Бунина
 
 
								
								Использованы материалы кн.: "История русской 
								литературы. XIX век." 
								/ Под. ред. В.Е.Красовского - М.: Филол. общ-во 
								"Слово", 1998 г.
 |