Александр
Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в
городке Наровчате Пензенской губернии, в
семье коллежского регистратора (низший
гражданский чин в табели о рангах) Ивана
Ивановича Куприна и его жены Любови
Алексеевны, в девичестве Куланчаковой.
Дворянином отец Куприна не был, и это - еще
одно противоречие в характере писателя,
убежденного демократа, - сильно уязвляло
его гордость; зато мать была из рода
татарских князей, что отразилось как во
внешности, так и в горячем, вспыльчивом
характере Куприна.
Саша был
желанным ребенком - в семье, где уже были две
дочери, мальчики не выживали, родители же
мечтали о сыне. Ему не исполнилось и года,
когда умер отец; Любовь Алексеевна
оказалась в тяжелом материальном положении.
У нее оставалось маленькое имение, но
средств к существованию остро не хватало,
детям надо было давать образование, и я
январе 1874 года Любовь Алексеевна приезжает
в Москву; устроив дочерей на казенное
содержание, сама она с Сашей поселяется во
Вдовьем доме, где жили, тоже на полном
казенном обеспечении, дворянские вдовы:
фактически это была хорошая богадельня.
Саша оказался в непривычной для себя
атмосфере: кроме него, во Вдовьем доме не
было детей, а Любовь Алексеевна оказалась
единственной молодой женщиной в нем. И хотя
вдовы баловали мальчика, атмосфера для
ребенка была явно неподходящей. Но не это
было самым страшным, гораздо тяжелее
оказалось пережить другое: мать, женщина
гордая и волевая, которую он глубоко любил,
очевидно, чувствуя свою и детей
незащищенность и бесправие, стала
заискивать у обеспеченных пензенских
подруг, живших с мужьями и семьями в Москве.
Отправляясь к ним в гости, она брала с собой
Сашу. Во время таких визитов Куприна очень
часто унижали и обижали, смеялись над ним, и
всегда давали понять, что он некрасив и
беден.
В 1876 году
Саша расстается с матерью: для него
начинаются четырнадцать долгих,
мучительных лет пребывания в закрытых
казенных учебных заведениях: июль 1876 - июнь
1880 года - Разумовский пансион (сиротское
училище); июль 1880 - август 1888 года - 2-я
Московская военная гимназия (с 1882 года
переименованная в кадетский корпус); осень
1888 - август 1890-го - Московское
Александровское военное училище.
Но, видимо, с
годами учения, особенно учения в
Александровском училище, у Куприна были
связаны не только горькие воспоминания: все
же это была юность, с друзьями, первыми
юношескими увлечениями, первыми
литературными опытами. Именно тогда Куприн
полюбил Москву - этот своеобразный, не
похожий на другие город, целый мир - с
патриархальными нравами, гонором
ущемленной в правах столицы, своими
знаменитостями и своими милыми чудаками,
мифами и легендами и таким цельным,
неповторимым обликом. За годы учения Куприн
получил достаточно полное образование:
среди пройденных предметов были русский,
немецкий и французский языки,. математика,
физика, география, история, литература ("словесность").
Литература
для будущего писателя началась со стихов и
поэтических переводов. Но вскоре он
разочаровался в поэзии и перешел на прозу.
Тогда же и был написан рассказ "Последний
дебют". Пристроить это произведение в "Русский
сатирический листок" помог Куприну
московский поэт, добрейший чудак Лиодор
Иванович Пальмин, казавшийся
девятнадцатилетнему юнкеру стариком.
Счастье и гордость Куприн пережил
невероятные (этот эпизод своей жизни он
описал в рассказе "Типографская краска"
и романе "Юнкера"). Однако публикация
рассказа возымела и другие последствия.
Дело в том, что Куприн совсем забыл, что для
напечатания произведения нужно было
разрешение начальника училища. В итоге
Куприн попал в карцер, как выразился ротный
командир Дрозд "за незнание внутренней
службы".
В августе 1980
года подпоручик Александр Куприн,
выпущенный из училища "по первому
разряду", назначается на службу на юго-западную
границу России, в глухую провинцию, столь
ярко описанную им в рассказе "Свадьба"
и "Поединок".
Годы службы
дали ему материал для таких прекрасных,
выстраданных произведений, как рассказы
"Дознание", "Ночлег", повесть "Поединок".
В те годы Куприн, очевидно, еще не думал
всерьез о том, чтобы стать профессиональным
писателем, однако продолжал литературную
работу, бывшую для него как бы отдушиной из
затхлого мира, в котором он оказался, кое-что
печатал в провинциальных газетах, а повесть
"Впотьмах" даже была принята
петербургским журналом "Русское
богатство".
В 1893 году он
предпринимает попытку поступить в высшее
учебное заведение - находившуюся в
Петербурге Академию Генерального штаба.
Вполне возможно, что Куприну удалось бы
стать ее слушателем, однако, когда часть
экзаменов уже была успешно сдана, в
Академию пришло распоряжение командующего
Киевским военным округом генерала М.И.Драгомирова
о его срочном отзыве в часть - оказалось, что
в Киеве, по пути в Петербург, Куприн
успел стать участником скандального
столкновения с полицией... Дело
усугублялось тем, что в него были замешаны
сердечные мотивы, - Куприн полюбил девушку
из довольно состоятельного семейства, и
женитьба могла произойти лишь в том случае,
если он получит высшее военное образование.
Единственным положительным результатом
поездки в Петербург было знакомство
начинающего писателя с несколькими
столичными литераторами; среди них был Н.К.Михайловский,
выдающийся публицист, социолог, критик,
идейный руководитель органа либерального
народничества - журнала "Русское
богатство". В этот журнал начинающий
писатель послал несколько рассказов;
продолжал он печататься и в провинциальной
прессе.
В августе 1894
года в жизни Куприна происходит резкий
перелом: он оставляет военную службу.
Несмотря на
то, что жалованье подпоручика было мизерным,
оно все же гарантировало "прожиточный
минимум"; лишившись его, Куприн остался
буквально без средств к существованию, без
жилья. Редкие и скудные заработки в газетах
(платили по полторы копейки за строку)
позволяли лишь не умереть с голоду; это была
настоящая нищета. И все-таки, наверное, то
был едва ли не самый счастливый период в
жизни Куприна.
Впервые за
двадцать четыре года он наконец-то свободен,
принадлежал себе, мог делать, что хотел,
ехать, куда хотел, выбирать занятие по вкусу,
он был молод, здоров и крепок физически, еще
не обременен семьей. Куприн много работал в
то время. Помимо поденной газетной работы (а
писать приходилось о самых разных вещах и
даже, сидя в редакции киевской газеты,
составлять заметки "собственного
корреспондента из Парижа"), он успевал
создавать рассказы и художественные очерки,
и многие из них, несмотря на известное
несовершенство формы, засоренность языка
начинающего писателя расхожими
литературными штампами, юношеский
романтизм, поражают свежестью авторского
мировосприятия, зрительной яркостью
изображаемого, психологизмом,
свидетельствуют о том, что пошлая, грязная и
жестокая среда не оставила следа в молодой
душе их автора. В 1894-1895 годах Куприн создал
такие прекрасные рассказы, вошедшие в число
его лучших произведений, как "Дознание",
"Славянская душа", "Куст сирени",
"На разъезде", "К славе", "Воробей",
"Игрушка", "Страшная минута", "Ночлег",
цикл "Киевские типы".
Уже в начале
творческого пути писателя обозначились его
сильные и слабые стороны. Удача
сопутствовала ему только тогда, когда
основой произведения становилось
пережитое, прочувствованное, наболевшее,
когда материал для него был заимствован у
самой жизни. И, с другой стороны, если Куприн
использовал экзотические, надуманные
сюжеты, писал о той человеческой среде и
сторонах жизни, которых не знал,
произведения наполнялись пошлыми штампами,
начинали отдавать литературщиной,
свидетельствуя о том, что молодой писатель
не всегда проявлял должный вкус при выборе
образцов для подражания.
Возможно,
Куприн сам ощущал огромные пробелы в своих
познаниях о мире. В этот период он в
неуемной жажде жизни, интересе к ней, а
также и в поисках заработка меняет
профессии, переезжает с места на место. Он
оставляет Киев и работает в магазине
сантехники в Москве, возвращается обратно,
совершает поездки по рельсопрокатным и
металлургическим заводам и работает
учеником на сталелитейном заводе, - вскоре
этот материал он использует в повести "Молох".
Весной и летом 1897 года Куприн путешествует
по Полесью, служит управляющим в имении,
псаломщиком, занимается разведением
махорки, вновь возвращается в Киев, где
работает носильщиком, чернорабочим,
изучает зубоврачебное дело и
протезирование, стрижет собак, служит
суфлером в театре, актером на выходах,
занимается землемерными работами... Так
продолжается несколько лет. В 1897 году
Куприн знакомится в Одессе с Буниным,
своим ровесником, тогда также талантливым
начинающим писателем. Бунин
помог ему - растормошил, познакомил с
издательницей петербургского журнала "Мир
Божий" А.А.Давыдовой, матерью его будущей
жены, добыл аванс в двадцать пять рублей, на
которые немедленно были куплены "штиблеты"
взамен той рвани, которую вынужден был
носить Куприн.
В 1990 году
Куприн знакомится С А.Чеховым
и М.Горьким;
оба они сыграли большую роль в его судьбе,
их мнение Куприн очень высоко ценил, а к Чехову,
который был значительно старше, относился
прямо-таки с благоговением.
В 1898 году
Куприн создает свое первое крупное
значительное произведение - повесть "Олеся",
очень светлую, грустную, романтическую,
лишенную мелодраматизма, которым порой
грешил автор. Интересно, что Чехову
она не понравилась, - слишком чужд ему
оказался романтический строй этого
произведения, зато Горький
высоко оценил ее именно за это качество, и
Куприн, для которого оба писателя были
величайшими авторитетами, был сильно
озадачен.
Энергия
молодости еще не была исчерпана до конца. В
1901 году, находясь в Москве, он пытается
вступить в труппу Московского
Художественного театра, однако терпит
неудачу, зато входит в круг писателей
московского литературного кружка "Среда",
объединяющего демократически настроенных
писателей-реалистов. Наконец, на исходе 1901
года бродячей жизни происходит конец:
получив заведование беллетристическим
отделом "Журнала для всех" -
оппозиционного либерального ежемесячника,
выходившего огромным по тем временам
тиражом - восемьдесят тысяч экземпляров,
писатель поселяется в Петербурге, а спустя
несколько месяцев женится на
двадцатилетней Марии Карловне Давыдовой и
становится сотрудником журнала "Мир
Божий". В жизни Куприна начинается новый
период - период журнальной работы,
оседлости (если не считать поездок в Крым),
достатка, литературной известности, а после
выхода "Поединка" - славы. Повесть
принесла Куприну громкую известность. В
день он получал до пятидесяти читательских
писем, возмущенных и восхищенных, роман
широко обсуждался в прессе, одно издание
следовало за другим.
Как ни
странно, следующие несколько лет
творчества для Куприна были относительно
малопродуктивны. Из значительных
произведений, созданных в 1902-1904 годах, можно
на звать, пожалуй, лишь рассказы "На покое",
"Конокрады", "Белый пудель".
Куприн участвовал в отборе материалов для
журнала, занимался рецензированием текущей
художественной литературы, после смерти Чехова
написал воспоминания о нем. Много времени
отнимала работа в журнале.
Осень 1905 года
писатель вместе с семьей проводил в Крыму, в
Балаклаве. На благотворительном вечере в
Севастополе он прочитал монолог Назанского
из "Поединка"; в зале было много
военных, разразился скандал, затушить
который удалось никому тогда не известному
моряку лейтенанту Петру Петровичу Шмидту;
через несколько дней он нанес визит
Куприным. А спустя месяц под руководством
нового знакомого Куприна вспыхнуло
восстание на крейсере "Очаков", и
писателю суждено было стать свидетелем
безжалостной расправы верных
правительству войск с восставшими. Он
описал события страшной ночи в
корреспонденции в петербургскую газету "Новая
жизнь"; после ее опубликования вице-адмирал
Чухнин отдал приказ о высылке Куприна из
пределов севастопольского
градоначальства в сорок восемь часов.
Однако "еще до выселения из Балаклавы
Куприну с большим для себя риском удалось
спасти от преследования жандармов группу
матросов-очаковцев, добравшихся вплавь до
берега. Из конспиративной квартиры
революционерки Е.Д.Левенсон, оказавшей
Куприну полное доверие, он помог матросам
незаметно выйти за черту города и скрыться
под видом рабочих в имении композитора
Бларамберга". Этому событию писатель в 1918
году посвятил рассказ "Гусеница".
Демократические
мотивы отчетливо слышны и в других
произведениях Куприна, среди которых
выделяются сатирические рассказы "Механическое
правосудие", "Исполины". В 1907 году
появляется прекрасный рассказ писателя "Гамбринус",
в котором говорится о силе человеческого
духа, не сломленного темными силами, разгул
которых был инспирирован царизмом.
В 1907 году
брак Александра Ивановича с Марией
Карловной фактически распался, и его женой
становится Елизавета Морицовна Гейнрих,
ставшая верным другом Куприна, пережившая
вместе с ним самые трудные годы и бывшая его
ангелом-хранителем.
В 1909 году
Куприн активно работает над повестью "Яма",
посвященной довольно рискованной по тем
временам теме: жизни одного из публичных
домов русского провинциального города. Он
стремился познакомить читателя с жизнью
публичного дома как бы изнутри, день за днем,
показать механизм функционирования этого
противоестественного коммерческого
заведения, его объектом купли-продажи - за
полтинник, трешницу, пятерку - становится
любовь. Писатель изобразил ту сферу
действительности, о существовании которой
было ведомо всем, хотя мало кто знал, как
именно существует этот грязный, продажный
мир, каково в нем живым людям.
В этом же
году И.А.Бунин
и А.И.Куприн были удостоены премии имени А.С.Пушкина,
присуждавшейся Академией наук; это было уже
официальное признание.
1910 год
проходит в многочисленных переездах,
Куприн продолжает работу над "Ямой". В
целом же год был малопродуктивен - "...Вместо
того, чтобы писать "Яму", я пишу мелочи...
На что мне жить? Я уже все рассорил. Поневоле
пишу что попало и где попало".
В 1911 году А.И.Куприн
продает право на издание своего Полного
собрания сочинений в девяти томах
издательству А.Ф.Маркса; стотысячный
гонорар говорит об огромной популярности
писателя. Очевидно, полученных от Маркса
денег хватило ненадолго - домик в Гатчине
был куплен в рассрочку, а в 1915 году Куприн
писал: "Ничего у меня, кроме долгов, нет.
Дом два раза заложен, многие вещи, как
говорится, "в починке". В 1911 году
публикуется повесть "Гранатовый браслет",
а в 1914 году - "Телеграфист" и "Святая
ложь", прекрасные рассказы, лиричные,
тонкие, грустные, показывающие, что жива и
не покрылась коркой благополучия душа их
автора, что он с прежней силой может любить
и соболезновать. У Куприных росла Ксюша,
часты были гости; весной в Гатчине бушевала
сирень.
В ноябре 1914
года - года двадцатипятилетия своей
литературной деятельности - Куприн по
собственному желанию в чине поручика
отправился в армию, служил в Финляндии, но
уже в мае следующего года был признан
негодным к службе по состоянию здоровья. В
доме Куприных устроили лазарет, и Елизавета
Морицовна и Ксения стали оказывать
посильную помощь раненым. После окончания
Первой мировой войны и разгрома белых в
гражданской войне, Куприн в 1920 году
покидает Россию.
Прожив около
20 лет во Франции, Куприн так и не смог
адаптироваться за рубежом. Материальное
положение семьи Куприных было очень
тяжелым. Заработки писателя носили
случайный характер, коммерческой хватки у
Елизаветы Морицовны не было, и ее маленькие
предприятия не удавались. Переводили на
французский язык старые, известные
произведения Куприна, но писать новые было
все труднее. И тоска по России... Куприна она
угнетала страшно. Чувством ностальгии по
родине, грусти об ушедших молодости,
здоровье, силах, надеждах проникнуто
единственное крупное, значительное
произведение, созданное Куприным за
границей, - роман "Юнкера".
Произведение это, собственно, трудно
отнести к жанру романа - оно состоит из ряда
почти документальных воспоминаний о
годах пребывания в военном училище, очень
светлых и лиричных, окрашенных теплым
купринским юмором. В них "несуразная,
милая страна" предстает перед нами такой
светлой, очищенной от всего неглавного,
второстепенного....
Мечта
Куприна о возвращении домой сбылась, но, увы,
слишком поздно. Вряд ли с трудом
воспринимающий окружающее, очень
похудевший, похожий теперь не на татарского
хана, а на типичного русского старичка-интеллигента,
смертельно больной писатель смог вполне
вкусить радость возвращения на родную
землю - несмотря на невероятно теплую
встречу, устроенную ему в Москве. После двух
десятилетий отсутствия Куприн приехал
домой умирать.
Александр Иванович
Куприн скончался 25 августа 1938 года, прожив в родной стране немногим более
года.
Любовь в
произведениях Куприна
|