Сентиментализм
(от
французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй
половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и
обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное
путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза"
Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному
состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека.
Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки
любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к
природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в
нравственном отношении всякого дворянина.
Пейзаж у
сентименталистов - не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой
природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.
Отдельными чертами
сентиментализм соприкасается с просветительским реализмом, с другой стороны -
предвосхищает романтизм.
Сентиментализм появился в Европе во второй
половине 18 века. Идеология сентиментализма была близка к просветительской.
Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если
научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили
ту же цель, и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум,
а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав
чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом
сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все,
что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с
позиции чувства, а не разума.
Представители
сентиментализма: в Англии - Лоренс Стерн и Ричардсон; во Франции - Жан-Жак
Руссо; в России - Карамзин и
Радищев.
Основные жанры
сентиментализма:
1. Письма
2. Путешествия
3. Мемуары
4. Повести
5. Элегия
6. Романы
В произведениях
сентиментализма очень важен голос рассказчика. В русской литературе это
направление не получило широкого распространения. |
В начале
XIX в. наибольшее влияние
приобретает
сентиментализм
(от франц. sentimentalisme, от
англ. sentimental –
чувствительный). Его возникновение связано с духовным ростом
личности, с осознанием ею собственного достоинства и
стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был
ответом на общественную потребность демократизации
литературы. В то время как ведущими героями классицизма
выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их
абстрактной, всеобщей, родовой сущности, сентименталисты
выдвинули на первый план изображение единичной, частной,
обычной, преимущественно «средней» личности в ее внутренней
сущности, в ее повседневности. Рассудочности классицизма они
противопоставили культ чувства, трогательность, «религию
сердца» (Руссо).
Сентиментализм
возник в Западной Европе в конце 20-х годов
XVIII века и оформился в виде двух
основных направлений: прогрессивно-буржуазного и
реакционно-дворянского. Наиболее прославленные
западноевропейские сентименталисты – Э. Юнг, Л. Стерн, Т.
Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль (И. Рихтер).
Некоторыми
идейно-эстетическими признаками (сосредоточение внимания на
личности, власть чувств, утверждение преимуществ природы над
цивилизацией) сентиментализм предвосхищал приход романтизма,
поэтому сентиментализм нередко именуют предромантизмом
(франц. preromantisme). В
западноевропейской литературе к предромантизму относят
произведения, для которых характерны следующие признаки:
- искания
идеального образа жизни вне цивилизованного общества;
- стремление к
естественности в поведении человека;
- интерес к
фольклору как форме наиболее непосредственного проявления
чувств;
- влечение к
таинственному и ужасному;
- идеализация
средневековья.
Но попытки
исследователей найти в русской литературе явление
предромантизма как направления, отличного от
сентиментализма, не привели к положительным результатам.
Думается, о предромантизме можно говорить, имея в виду
возникновение романтических тенденций, проявившихся прежде
всего в сентиментализме. В России тенденции сентиментализма
отчетливо обозначились в 60-х годах XVIII
в. в произведениях Ф.А. Эммина, В.И. Лукина и других,
подобных им писателей.
В русской
литературе сентиментализм проявился в двух направлениях:
реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин,
Жуковский).
Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая
противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные
сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую
утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное
состояние установлено самим богом ради счастья крестьян;
крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само
крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи,
князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил
жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе
драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности»
главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь,
говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное».
Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский
набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей,
каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не
найдешь».
Идиллический
характер творчества особенно проявился в культе
прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к
идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией
природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и
чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет
повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться,
отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая
остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец
Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или
Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в
развитии отечественного сентиментализма ведущая роль
принадлежала не реакционным, а прогрессивным,
либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н.
Муравьеву, Н.М. Карамзину,
В.А. Жуковскому.
Белинский
справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и
помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и
русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца,
переводчика.
И.И. Дмитриев
оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию
В.А.
Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших
его произведений, получившее широкое распространение – песня
«Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея
Н.М. Карамзина
и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку»,
и поэт И.М. Долгорукий.
Либерально
мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы
по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях,
обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая
жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили
вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили
литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник,
путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая
нормативно-догматические требования классицистической
поэтики, сентименталисты во многом способствовали и
сближению литературного языка с разговорным. По выражению
К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет
так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык
действующих лиц, они использовали элементы народного
просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих,
галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта
дифференциация не проводилась последовательно. Положительные
персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на
литературном языке.
Утверждая свои
творческие принципы, сентименталисты не ограничивались
созданием художественных произведений. Они выступали с
литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая
собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали
предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел
служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова,
С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А.
Шаховского.
Использованы материалы кн.
«История русской литературы
XIX
века. Первая половина» / А.И.
Ревякин. – М.: Просвещение, 1985 г.
|