Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Иван Иванович Дмитриев ::


Иван Иванович Дмитриев


ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Иван Иванович Дмитриев

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 г. в семье симбирского помещика. С 14 лет он начал службу рядовым гвардии Семеновского полка, успешно делал карьеру и, отдав 40 лет государственной службе, закончил ее министром юстиции. Его поэтическое творчество продолжалось немногим более десяти лет. Сам Дмитриев писал, что его «деятельная пиитическая жизнь... продолжалась только одиннадцать лет».

В 1791—1792 гг. Дмитриев помещает свои произведения в «Московском журнале» Карамзина, и это сотрудничество способствовало раскрытию дарования поэта. Подчеркивая и разделяя эстетические взгляды Карамзина, Дмитриев вслед за сборником сочинений Карамзина «Мои безделки» озаглавливает свой сборник стихотворений «И мои безделки».

Для него характерны те же мотивы, которые были свойственны его знаменитому другу, но Дмитриев значительно расширил жанровое многообразие сентиментальной поэзии. Он писал дружеские послания, песни, сатирические сказки, басни, эпиграммы, многие из которых печатались в «Московском журнале». Своей поэзией он полемизирует с приверженцами классицизма, высмеивая высокие жанры, условность и каноны, свойственные поэтике классицизма. Такова его сатира «Чужой толк» (1795).

Предметом сатирического осмеяния стали прежде всего стилистические приемы одописцев: «зари багряны персты», «райский крин, и Феб, и небеса отверсты». Нападая на «надутость» од и одописцев, Дмитриев разит их острой шуткой, тонкой иронией. Вместе с тем он проявляет самостоятельность в отношении предшествующей традиции классицизма. Дмитриев ценит оды Ломоносова, Хераскова, Державина. Особенно близка поэту творческая манера Державина, с которым он был дружен и о котором оставил исполненные уважения и признания воспоминания.

Дмитриев и сам писал оды и употреблял славянизмы в стихотворениях на патриотические и гражданские темы. Таковы «Глас патриота» (1794), «На мир с Оттоманскою портою» (1792), «Смерть князя Потемкина» (1791). Однако у Дмитриева ода приобрела новые черты. Они отличались поэтичностью, были лишены отвлеченной дидактики, в них нашли место «чувствительные» ноты. Смерть Потемкина вызывает чувство печали: «Печаль чувствительных сердец. Стон воинов непобедимых...»

Порой у Дмитриева в одном стихотворении две разные стилистические манеры: одическая риторическая и чувствительная сентиментальная.

В стихотворении «К Волге» (1794) возникает лирический образ поэта, восхищенного красотой и величием Волги: «Свершилось то, чего желал / Еще в младенческие леты», а далее вид великой реки рождает воспоминания о прошлом Отечества, поэт вспоминает рать «грозна Иоанна», ордынцев, в стихотворении возникает и образ Разина.

Там кормчий, руку простирая
Чрез лес дремучий на курган,
Вещал, сопутников сзывая:
«Здесь Разинов был, други, стан!»
Вещал и в думу погрузился;
Холодный пот по нем разлился,
И перст на воздухе дрожал.

«Вещал», «перст», пафосная интонация — все это дань традиции и вместе с тем предвосхищение гражданских и патриотических од Рылеева.

А.С.Пушкин в письме к П.А.Вяземскому, написавшему восторженную статью о Дмитриеве («Известие о жизни и стихотворениях И.И.Дмитриева»), выражал недовольство стилем поэта, в котором находил много славянизмов.

Интерес к русской истории нашел отражение и в знаменитом стихотворении Дмитриева «Ермак» (1794), посвященном завоеванию Сибири. По форме и драматизму изложения его можно назвать драматической поэмой. На фоне ночного пейзажа на берегах Иртыша дан диалог двух шаманов — «единый млад, другий с брадой», горюющих об утрате их родиной независимости. Проклиная Ермака, они невольно прославляют его геройство. В конце стихотворения «Хвала» автор сам прославляет подвиг Ермака. Интерес и любовь к родной истории, поэтичность и новизна изображения вызвали высокую оценку у современников. И Белинский писал о стихах «Ермака», что «для своего времени они были превосходны, и от них веяло духом новизны», имея в виду изображение «местного колорита» Сибири и ощущаемое влияние предромантических произведений.

Особое место в поэзии Дмитриева занимает баллада «Отставной вахмистр» (1791), написанная на бытовой сюжет, с натуралистическими подробностями и в шутливо-сочувственной манере. Сюжет был подсказан Дмитриеву реальной жизненной историей.

Двадцать лет не был дома «вахмистр Шешминского полку» и, подъезжая к родным местам («с котомкой на плечах», «на старом рыжаке»), мечтает о встрече с женой, которую он оставил в молодости. Но господский двор пуст. «Весь двор заглох в крапиве!.. И на дворе запор; / Все тихо! Лишь на кровле / Мяучит тощий кот». Навстречу вахмистру — старый слуга «лысый Терентьич». На вопрос, где хозяйка, Терентьич рассказывает, что его Груняша держала «пристань недобрым молодцам» и наказана властями, «вот пятый год в исходе». Совсем уж буднично заканчивается баллада: «поплакав», вахмистр «женился на другой».

Сей витязь и поныне,
Друзья, еще живет;
Три года, как в округе
Он земским был судьей.

Пушкин назвал эту балладу «прекрасной балладой» и вспомнил о ней в «Станционном смотрителе», сравнивая Симеона Вырина с «усердным Терентьичем».

Как поэт-сентименталист Дмитриев наиболее полно проявился в лирических стихотворениях, дружеских посланиях, песнях. Сентименталистом оставался он и в сатирических сказках и баснях. Большой популярностью пользовались его сатирические сказки «Модная жена» и «Причудница».

«Модная жена» (1791) написана на достаточно распространенный в XVIII в. сюжет, встречавшийся и в народных повестушках, анекдотах, но сюжет перенесен в светское общество и живописует картину «светских нравов». В легкой шутливо-иронической манере: «Так слушайте меня, я сказку вам начну / Про модную жену» — Дмитриев начинает повествование. Молодая жена Премила изменяет своему старому кривому мужу Пролазу, который

Все полз, да полз, да бил челом,
И наконец таки невинным ремеслом
Дополз до степени известна человека.

Отправив мужа за покупками к празднику, Премила принимает у себя «дамского угодника» Миловзора. Вернувшийся раньше времени Пролаз вынуждает Премилу хитростью выпроводить любовника и притворной лаской получить от обманутого мужа награду. «Он сам разнежился и в радости души / Супругу наградил и шалью и тюрбаном». Рассказав о проделках Премилы, автор, обращаясь к читателю, восклицает: «О женщины! Могу признаться, / Что вы гораздо нас хитрей». Занимательность, реалистические подробности, живость непринужденного рассказа, изящество и разговорная легкость языка сделали эту сказку популярной, а ее персонажи (жеманница Премила, франт, «дамский угодник» Миловзор) напоминали новиковских щеголей и щеголих на страницах сатирических журналов.

Разговорность повествовательной манеры характеризует и сказку «Причудница» (переделка сказки Вольтера). Сказки Дмитриева, написанные остроумно и легко, лишены резкой сатиры и не отличаются глубиной содержания.

Большим успехом пользовались у читателей песни и басни Дмитриева. В песнях его внимание обращено к частному человеку, к его внутреннему миру. «Чувственность» — основная черта его поэзии. В песнях Дмитриев обращается к фольклору, его сближает с народным творчеством песенная образность, ритмика, слог песен, хотя как сентименталист он избегает просторечных слов и выражений и его песни скорее стилизация, подражание народной песне.

В 1796 г. издается «Карманный песенник» Дмитриева. Наряду с собственными песнями он помещает народные песни и песни известных писателей: Сумарокова, Хераскова, Державина, Нелединского-Мелецкого и др. Одной из самых популярных песен Дмитриева, вызвавшей многочисленные подражания, была песня «Стонет сизый голубочек», помещенная в 1792 г. в «Московском журнале» и положенная на музыку Ф. М. Дубянским.

Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь.
Он уж боле не воркует
И пшенички не клюет;
Все тоскует, все тоскует
И тихонько слезы льет.

«Вянет», «тоскует», «слезы льет», уменьшительные «голубочек», «дружочек» — все это характерная сентиментальная лексика. Песни Дмитриева были популярны в дворянских салонах.

Много сделал Дмитриев для развития басенного творчества. Он написал 80 басен. Жанр басни получил большое развитие в XVIII столетии: басни Сумарокова, Майкова, Хемницера и др. Однако басни классицистов были отнесены к «низкому жанру». Басни Сумарокова, социально острые, были написаны нарочито простым, грубым слогом. Басни Дмитриева в значительной степени направлены на осуждение общечеловеческих пороков и написаны сглаженным, изящным слогом. Лирические отступления, присутствие рассказчика придавали басне сентиментальный характер. Дмитриев переводит французских баснописцев Лафонтена, Флориана, перелагая басенный сюжет на русские нравы («Дуб и трость», «Старик и трое молодых», «Два голубя», «Лев и комар» и др.).

В басне «Старик и трое молодых» в басенный сюжет вплетаются элегические мотивы. В монологе старика, обращенного к молодым, звучит тема непрочности всего земного:

«От провидения нам ведать не дано,
Кому из нас оно судило
Последнему взглянуть на ясное светило!»

В баснях Дмитриева богатство интонаций. Порой они превращаются в изящное лирическое стихотворение. Его легкая сатира носит преимущественно моралистический характер. Главное достоинство басен Дмитриева — легкий, свободный от славянизмов язык, разговорная гладкость стиха. Поэтический язык, выработанный Дмитриевым, содействовал развитию русского литературного языка.

В 1806 г. Иван Дмитриев становится сенатором, а в 1810 г. — назначается министром юстиции. Активно выступая против злоупотреблений при чинопроизводстве, Дмитриев вступает в конфликт с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства, в результате чего подает в отставку, и в 1814 г. переселяется в Москву.

В 1816 г. он был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 г. выходит его «Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин». Позднее, оценивая поэзию Дмитриева, Белинский писал: «в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью».

Последние годы жизни он прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель.

Умер Иван Иванович Дмитриев 3 (15) октября 1837 г. в Москве.


Источник: «Русская литература и журналистика XVIII века». / Татаринова Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г.
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Rambler's Top100