Евгений Иванович
Замятин родился 1 февраля 1884 года в г.
Лебедянь Тамбовской губернии (ныне
Липецкая область). Отец писателя служил
священником в церкви Покрова Богородицы, а
мать, тоже происходившая из духовного
сословия, была талантливой пианисткой.
В
1902 году Замятин окончил с золотой медалью
Воронежскую гимназию. В 1905 году начал
активно общаться с большевиками. За
революционную деятельность будущий
писатель был арестован и провел "несколько
месяцев в одиночке на Шпалерной", а затем
был выслан из Петербурга в родной город под
надзор полиции. С запрещением жить в
столице он не смирился и в 1908 году вернулся
туда, чтобы завершить образование.
Вскоре
состоялся литературный дебют Евгения
Замятина, который, однако, не принес ему
успеха. Широкая известность пришла к
писателю лишь в 1913 году, когда в
петербургском журнале "Заветы"
появилась его повесть "Уездное",
высоко оцененная литературной
общественностью, в том числе М.Горьким.
Следующую повесть, "На куличках",
ожидало не только одобрение, но и осуждение,
- в прямом смысле этого слова: автор был
привлечен к суду за оскорбление армии и
офицерства и сослан в Кемь.
В
1916 году Замятин впервые покидает Россию: он
командирован в Англию для наблюдения за
строительством ледоколов по русским
заказам. Здесь он продолжил свое
литературное творчество. "Из Англии
Замятин привез ледоколы и повесть "Островитяне".
Значение "английского опыта" для
писателя трудно переоценить: его
впечатления о "машинном рае" вскоре
легли в основу его новых произведений.
Вернувшись
в сентябре 1917 года в революционную Россию,
Замятин активно включился в культурно-просветительскую
и редакторскую деятельность. Но революция,
в которой в 1905-1906 годах он видел "юную,
свободную огнеглазую любовницу",
обернулась на этот раз нетерпимостью,
жестокостью, насилием. Тревогой за судьбу
человека, России, революции, пронизаны
рассказы "Дракон", "Пещера", "Мамай",
публицистические статьи Замятина 20-х годов.
Тревогой за судьбы мира продиктован и роман
"Мы", написанный в 1920 году и увидевший
свет на родине писателя только в 1988 году.
Замятин
не встал в ряды политической оппозиции, но
он спорил с большевизмом, как честный
русский писатель, который не мог не
замечать страшного "сегодня" , даже
искренне веря в прекрасное "завтра".
Принципиальная позиция и высокое
писательское мастерство сделали Замятина
чрезвычайно авторитетным среди творческой
молодежи. В 1919 году при "Доме искусств"
в Петрограде была организована
литературная студия, где Замятин читал курс
лекций по технике художественной прозы (поэтическим
семинаром в студии руководил Н.Гумилев). В
1920-1921 годах он преподавал новейшую русскую
литературу в Педагогическом институте им.
Герцена. Своим наставником его считали
участники литературной группировки "Серапионовы
братья" (Зощенко, Каверин, Лунц, Федин и др.).
В эти годы Замятин обращается к драматургии.
Особенным успехом пользовалась его пьеса
"Блоха", созданная по повести Н.С.Лескова
"Левша". В театрах Москвы и Ленинграда
она прошла более трех тысяч раз.
Но
в целом судьба Замятина после революции
складывалась драматично. В 1922 году,
арестованный Петроградской ЧК, он во второй
раз в жизни попал в одиночку на Шпалерной, а
в 1929-м подвергся травле как писатель (в
связи с публикацией в Праге без ведома
автора романа "Мы"). Замятину запретили
печататься. В 1931 году Е.И.Замятин снова
выехал за рубеж, но уже не на полтора года, а
навсегда.
Последние
годы жизни Замятина связаны с Францией.
Здесь написаны неоконченный роман "Бич
божий" о вожде гуннов Аттиле, книга
воспоминаний о деятелях русской культуры
"Лица", киносценарий по пьесе Горького
"На дне" и ряд других произведений. Но
Евгений Замятин не считал себя эмигрантом:
он жил в Париже с советским паспортом,
высылал деньги на оплату своей квартиры в
Ленинграде, в 1935 году в составе советской
делегации участвовал в конгрессе деятелей
культуры, проходившем в Париже. Однако
вернуться на родину ему было не суждено.
Евгений
Иванович Замятин скончался 10 марта 1937 года
и был похоронен в предместье Парижа Тие.
Источник:
"Русская литература XX века".
Произведения Е.Замятина в
кратком содержании
|