Александр
Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в
Москве, в Замоскворечье, в старинном
купеческом и чиновничьем районе. Отец
будущего драматурга, образованный и умелый
судебный чиновник, а затем - известный в
московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат),
нажил изрядный достаток; поднимаясь по
служебной лестнице, получил права
потомственного дворянина, стал помещиком;
понятно, что ему хотелось и сына пустить по
юридической части.
Александр Островский получил неплохое
домашнее образование - с детства
пристрастился к литературе, владел
немецким и французским языками, хорошо знал
латынь, охотно занимался музыкой. Он
успешно окончил гимназию и в 1840 году
поступил на юридический факультет
Московского университета. Но карьера
юриста Островскому не нравилась, неодолимо
влекло его к себе искусство. Он старался не
пропускать ни одного спектакля: много читал
и спорил о литературе, страстно полюбил
музыку. В то же время сам пробовал писать
стихи и рассказы.
Охладев к занятиям в университете,
Островский оставил учение. Несколько лет по
настоянию отца служил мелким чиновником в
суде. Здесь будущий драматург насмотрелся
человеческих комедий и трагедий.
Окончательно разочаровавшись в судебной
деятельности, Островский мечтает стать
писателем.
Во времена юности Островского крестьяне и
купцы одевались, ели, пили и веселились не
так, как люди просвещенных сословий. Даже
общая православная вера не до конца
объединяла их с образованными. В русской
земле словно существовало два разных, мало
связанных, мало понятных друг для друга
мира. Но в середине 19 века границы этих
миров начали постепенно разрушаться.
Образованные люди стали искать способы
преодолеть разрыв, восстановить не столько
государственное - оно-то было! - сколько
духовного и культурное единство русского
народа. А простые, верные старинному укладу
люди с развитием деловой жизни все чаще
вынуждены сталкиваться с современным им
государством. Приходилось обращаться в
суды для разрешения имущественных и
наследственных споров, в разных учреждений
получать разрешения на промысел и торговлю.
Чиновники их обманывали, запугивали и
обирали. Поэтому самые сметливые стали
учить своих детей, начали
приспосабливаться к "европеизированной"
жизни. Но на первых порах часто принимали за
образованность лишь различные внешние
стороны высший сословий.
Богатые, но еще вчера жившие по старинке
люди и новые требования, которые властно
предъявляет им современная жизнь, - вот
основа комедийных конфликтов молодого
Островского, да еще таких , где смешное
переплетено с грустным: ведь причуды
имеющих власть не только забавны, но и
опасны для бедных: зависимых и угнетенных.
Его всероссийская известность началась со
второй комедии - "Свои люди сочтемся!" (или
"Банкрот" 1849 г.) Пьеса имела огромный
успех у читателей после публикации в
журнале "Москвитянин". Однако
постановка ее были запрещена по указанию
самого царя Николая I. Цензурный запрет
продержался одиннадцать лет.
Уже в комедии "Свои люди - сочтемся!"
проявились основные черты драматургии
Островского: умение через семейно-бытовой
конфликт показать важным общерусские
проблемы, создать яркие и узнаваемые
характеры не только главных, но и
второстепенных персонажей. В его пьесах
звучит сочная, живая народная речь. И у
каждой из них - не простой, заставляющий
задуматься конец.
После того: как в комедии "Свои люди -
сочтемся!" была создана столь
безотрадная картина, Островскому
захотелось показать героев положительных,
способных противостоять безнравственности
и жестокости современных отношений. Он
опасался поселить в своих зрелищах чувство
безнадежности. Именно такие, взывающие
сочувствия герои и появляются в комедии "Не
свои сани не садись" (1853) (первая из пьес
Островского, которая пошла на сцене) и "Бедность
не порок" (1954).
В 1956 г Островский совершил путешествие по
Волге: от истоков реки до Нижнего Новгорода.
Полученные впечатления многие годы питали
его творчество. Отразились они и в "Грозе"
(1959) - одной из самых знаменитых его пьес.
Действие пьесы происходит в вымышленном
глухом городе Калинове. Островский показал
в пьесе не только внешние обстоятельства
трагедии: суровость свекрови, безволие мужа
и его приверженность к вину; равнодушное
формальное отношение калиновцев к вере; не
только властную грубость богатых купцов,
нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе -
внутренняя жизнь героини, возникновение в
ней чего-то нового, еще неясного ей самой.
Драма Островского как бы запечатлела
народную Россию на переломе, на пороге
новой исторической эпохи.
В 60 г.г. в творчестве Островского появляется
и герой дворянин. Но такой, который занят не
правдоискательством, а успешной карьерой.
Например, в комедии "На всякого мудреца
довольно простоты" - целая галерея
дворянских типов, по-разному переживающих
отмену крепостного права. Главные герои "Леса"
- двое из дворянского рода Гурмыжских:
богатая и немолодая помещица,
проматывающая имение с любовниками, и ее
племянник актер.
В последних произведениях Островского в
центре событий все чаще оказывается
женщина. Писатель словно разочарован в
нравственных достоинствах деятельного
героя, "делового человека", интересы и
жизненные силы которого слишком часто
полностью поглощает борьба за материальный
успех. В конце своего творческого пути он
написал драму "Богатые невесты". Но
самая прославленная пьеса Островского о
судьбе: как тогда выражались, " девушки на
выданье" - "Бесприданница" (1878 г).
В последние десятилетия жизни Островский
создает своего рода художественный
памятник отечественному театру. В 1972 г. он
написал стихотворную комедию "Комик 17
столетия" о рождении первого русского
театра. Но гораздо более известны пьесы
Островского о современном ему театре - "Таланты
и поклонники" (1981) и "Без вины виноватые"
(1983). Здесь он показал как заманчива и трудна
жизнь актеров.
Проработав для русской сцены без малого
сорок лет Островский создал целый
репертуар - около пятидесяти пьес.
Произведения Островского и до сих пор
остаются на сцене. И через полтораста лет не
трудно увидеть рядом героев его пьес.
Умер Островский в 1886 году в своем любимом
заволжском имении Щелыково, что в
костромских дремучих лесах: на холмистых
берегах маленьких извилистых речек. Жизнь
писателя по большей части и протекала в
этих сердцевинных местах России: где
смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало
затронутые современной ему городской
цивилизацией обычаи и нравы, слышать
коренную русскую речь.
|