Известный белорусский
писатель Василий (Василь) Владимирович Быков родился 19 августа 1924 года в
деревне Череновщина Ушанского района Витебской области.
Писал как на русском,
так и на белорусском языках. Прекрасно рисовал. Перед войной начал учиться в
Витебском художественном училище, но после отмены в 1940 году стипендий вынужден
был бросить училище и идти работать.
Война застала Быкова на
Украине: сперва он копал окопы, затем семнадцатилетним юношей попал в армию.
Войну прошел взводным лейтенантом. Сначала – стрелковый взвод, затем – взвод
автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, награжден боевыми
наградами. Под Кировоградом до последнего времени стоял братский обелиск, где
была высечена среди погибших и его фамилия. Тогда и мать получила похоронку, а
он попал в госпиталь. Воевал в России, на Украине, затем в Румынии, Венгрии,
Австрии. После Победы еще десять лет прослужил в армии.
С 1955 года стал
работать в «Гродненской правде» корреспондентом, через год в печати появились
его первые рассказы.
Василь Быков ведет
начало своего писательства с Дальнего Востока, где он служил в армии. Тогда на
Курилах им были написаны рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Война станет
практически единственной темой Быковского творчества. Лишь в конце жизни он
опубликовал несколько незначительных вещей, посвященных иным темам.
Уже первые его военные
повести «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1962), «Фронтовая страница»
(1963), «Альпийская баллада» и «Западня» (обе – в 1964) сделали его одним из
ведущих писателей фронтового поколения. А опубликованная в «Новом мире» повесть
«Мертвым не больно» хоть и была подвергнута самой сокрушительной официозной
критике, но принесла ему уже мировую славу. Василь Быков высоко оценивал свой «новомировский
период» и дружбу с великим поэтом и редактором Александром
Твардовским.
В семидесятые годы,
когда общий поток фронтовой прозы пошел на убыль, Василь Быков становится
«последним окопным летописцем», не собираясь менять тему и забывать о трагедии
военных лет. Да и повести «последнего окопника» стали, воистину, классическими в
русской литературе: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья
стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978).
Василь Быков, живя в
Белоруссии, хорошо зная и характер белорусов, и родные места, единственно, что
позволил себе в своей военной прозе – отойти от прежней реальности фронта, от
своих фронтовых ощущений и, начиная с повести «Пойти и не вернуться», передать
боевой характер партизанского края. Так появились повести уже о партизанской
войне в Белоруссии. Далее последовали «Знак беды» (1982), «Карьер» (1986), «В
тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). Писатель обращается к
трагическим для белорусского крестьянства тридцатым годам. Впрочем, фронтовая и
деревенская проза в русской литературе послевоенного периода, как правило,
взаимосвязаны, тесно переплетены.
Был награжден многими
государственными наградами и премиями советского периода.
По приглашению
Международного ПЕН-центра Быков пять лет прожил за границей — в Финляндии и
Германии, и затем по личному приглашению президента Чехии Вацлава Гавела приехал
в Чехию на лечение.
После заграничной
поездки Василь Быков вернулся на родину, в Белоруссию, где скоропостижно
скончался 22 июня 2003 года - в очередную годовщину начала Великой Отечественной
войны, теме которой писатель посвятил всю свою литературную жизнь.
Произведения В.Быкова в библиотеке
Источник: «Серебряный век
простонародья». / В.Г.Бондаренко. – М.: ИТРК, 2004
|