ГЛАВНАЯ
>>
Литературно-критические статьи
>> Н.Добролюбов. Что
такое обломовщина?
Десять
лет ждала наша публика романа Гончарова.
Задолго до его появления в печати о нем
говорили как о произведении необыкновенном. К
чтению его приступили самыми обширными
ожиданиями. Та публика, которая любит
внешнюю занимательность действия, нашла
утомительною первую часть романа потому,
что до самого конца ее герой все продолжает
лежать на том же диване, на котором застает
его начало первой главы. Те читатели,
которым нравится обличительное
направление, недовольны были тем, что в
романе оставалась совершенно нетронутою
наша официально-общественная жизнь.
Последующие
части романа сгладили первое неприятное
впечатление у всех, у кого оно было, и талант
Гончарова покорил своему неотразимому
влиянию даже людей, всего менее ему
сочувствовавших.
"Обломов"
вызовет, без сомнения, множество критики.
Некоторым роман кажется растянутым. Он,
если хотите, действительно растянут. В
первой части Обломов лежит на диване; во
второй ездит в Ильиным и влюбляется в Ольгу,
а она в него; в третьей она видит, что
ошибалась в Обломове, и они расходятся; в
четвертой она выходит замуж за друга его,
Штольца, а он женится на хозяйке того дома,
где нанимает квартиру. Никаких внешних
событий, никаких препятствий (кроме разве
разведения моста через Неву, прекратившего
свидание Ольги с Обломовым), никаких
посторонних обстоятельств не вмешивается в
роман. Лень и апатия Обломова - единственная
пружина действия во всей его истории.
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец
Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут
пробудить и поднять его, - не бог весть какая
важная история. Но в ней отразилась русская
жизнь, в ней предстает перед нами живой,
современный русский тип, отчеканенный с
беспощадною строгостью и правильностью; в
ней сказалось новое слово нашего
общественного развития, произнесенное ясно
и твердо, без отчаяния и без ребяческих
надежд, но с полным сознанием истины. Слово
этого - обломовщина; оно служит ключом к
разгадке многих явлений русской жизни, и
оно придает роману Гончарова гораздо более
общественного значения, нежели сколько
имеют его все наши обличительные повести. В
типе Обломова и во всей обломовщине мы
видим нечто более, нежели просто удачное
создание сильного таланта; мы находим
удачное создание сильного таланта; мы
находим в нем произведение русской жизни,
знамение времени.
В
чем заключаются главные черты обломовского
характера? В совершенной инертности,
происходящей от его апатии ко всему, что
делается на свете. Причина же апатии
заключается в его внешнем положении,
отчасти же в образе его умственного и
нравственного развития. С малых лет он
привыкает быть байбаком благодаря тому, что
у него и подать и сделать - есть кому; тут уж
даже против воли нередко он бездельничает и
сибаритствует. Обломов... он не привык
делать что-нибудь, следовательно, не может
хорошенько определить, что он может делать
и чего нет, - следовательно, не может и
серьезно, деятельно захотеть чего-нибудь...
Его желания являются только в форме "а
хорошо бы, если бы вот это сделалось"; но
как это может сделаться - он не знает. Оттого
он любит помечтать и ужасно боится того
момента, когда мечтания придут в
соприкосновение с действительностью. Тут
он старается взвалить дело на кого-нибудь
другого, а если нет никого, то на авось...
Обломов не тупая, апатическая натура, без
стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то
ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но
гнусная привычка получать удовлетворение
своих желаний не от собственных усилий, а от
других, - развила в нем апатическую
неподвижность и повергла его в жалкое
состояние нравственного рабства. Обломов
не понимал смысла жизни. Служил он - и не мог
понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши
же, ничего лучше не нашел, как выйти в
отставку и ничего не писать. Все ему
наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с
полным сознательным презрение к "муравьиной
работе людей", убивающихся и суетящихся
бог весть из-за чего. Обломов и есть
существо, от природы совершенно лишенное
способности произвольного движения. Его
лень и апатия есть создание воспитания и
окружающих обстоятельств. Главное здесь не
Обломов, а обломовщина.
В
семье обломовщина, в работе обломовщина.
Везде все одна и та же обломовщина. В
отношение к женщинам все обломовцы ведут
себя одинаково постыдным образом. Они вовсе
не умеют любить и не знают, чего искать в
любви, точно также, как и вообще в жизни.
Обломов все делает по инерции, потому что
ему лень самому с места двинуться и лень
упереться на месте, когда его тащат; вся его
цель состоит в том, чтобы лишний раз пальцем
не пошевелить. Все, что обломовцы говорят и
мечтают, - у них чужое, наносное; в глубине же
души их коренится одна мечта, один идеал -
возможно невозмутимый покой, квиетизм,
обломовщина.
Главную
роль в романе играет Ольга. От нее можно
ожидать слова, которое сожжет и развеет
обломовщину... Долго и упорно, с любовью и
нежной заботливостью, трудится она над тем,
чтобы возбудить жизнь, вызвать
деятельность в этом человеке. Она
продолжает свои отношения и любовь к
Обломову, несмотря на все посторонние
неприятности, насмешки и т.п., до тех пор,
пока не убеждается в его решительной
дрянности. Она бросила Обломова, когда
перестала в него верить; она оставит и
Штольца, ежели перестанет верить в него. А
это случится, ежели вопросы и сомнения не
перестанут мучить ее, а он будет продолжать
ее советы - принять их, как новую стихию
жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо
ей знакома, она сумеет различить ее во всех
видах, под всеми масками, и всегда найдет в
себе столько сил, чтоб произнести над нею
суд беспощадный.*
*
Внимание! Статья изложена в сжатом виде!
|