|
«Общество любомудрия»
- литературно-философский кружок, организованный
В. Одоевским и Д. Веневитиновым, и
существовавший в Москве в 1823-1825 гг. В кружок
в разное время входили: В. Одоевский
(председатель), Д. Веневитинов (секретарь), И.В.
Киреевский, А.И. Кошелев, Н.М. Рожалин, В.П.
Титов, Ф.С. Хомяков; к нему по взглядам были
близки С.П. Шевырев, Н.А. Мельчугов, М.П.
Погодин.
В кружок входили воспитанники Московского
университетского благородного пансиона, а также
студенты и вольнослушатели Московского
университета; многие из них после завершения
образования были зачислены на службу в
Московский архив Государственной коллегии
иностранных дел, получив прозвище «Архивные
юноши», закрепленное за ними А.С. Пушкиным в
«Евгении Онегине» («Архивны юноши толпою // На
Таню чопорно глядят».).
Члены «Общества любомудров» на собраниях,
носивших преимущественно философский характер,
изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И.Г.
Фихте, Л. Окена, Герреса, Ф. Шеллинга, а
впоследствии сыграли заметную роль в разработке
диалектики и философии искусства в России.
На любомудров оказала воздействие «система
тождества» Шеллинга, на основе которой
предпринимались попытки построения цельного
философского «науко-учения». В области эстетики
любомудры выступали против «критики вкуса» и
эмпиризма, доказывая необходимость «единства
теории изящного» (Одоевский, Веневитинов,
Киреевский, Шевырев).
«Философия, - отмечал Веневитинов, - и
применения оной ко всем эпохам наук и искусств –
вот предметы, заслуживающие наше внимание,
предметы тем более необходимые для России, что
она еще нуждается в твердом основании изящных
наук и найдет сие основание, сей залог своей
самобытности и, следственно, своей нравственной
свободы».
Философское умонастроение уживалось у некоторых
членов общества с либерально-политическими
интересами (Киреевский с увлечением читал
Гельвеция, Веневитинов под влиянием творчества
Байрона воспевал «свободу» и «месть»
узурпаторам). Либеральные настроения в кружке
усилились накануне восстания декабристов, когда,
по свидетельству Кошелева, сочинения французских
«политических писателей» оттеснили немецкую
философию. Но после 1825 года, напуганные
репрессиями, любомудры распустили общество, а
его устав и протоколы были сожжены Одоевским.
Участники кружка печатались преимущественно в
"Вестнике Европы" и "Мнемозине" (созданной
совместно Одоевским и Кюхельбекером), а после
роспуска общества большинство из них
объединились вокруг созданного «любомудрами»
"Московского вестника".
Общество любомудрия, сыгравшее заметную роль в
разработке на русской почве идеалистической
диалектики и философских теорий искусства, в
известной мере подготовило деятельность Н.И.
Надеждина и В.Г. Белинского. Шеллингианское
понимание истории как науки «самопознания»
человечества неизбежно привело любомудров к
национальным истокам. Именно «любомудры» стали
основоположниками славянофильства. |
|