|
«Покоящийся трудолюбец»
—
журнал чисто масонской ориентации, который
выходил ежеквартально с середины 1784 по июль
1785 г. и издавался, как и все остальные, в
типографии Московского университета,
принадлежавшей
Новикову.
Из подзаголовка явствовало, что журнал служил
продолжением
«Вечерней зари» и должен был заключать в
себе «богословские, философические,
нравоучительные, исторические и всякого рода как
важные, так и забавные материи к пользе и
удовольствию любопытных читателей». Среди
сотрудников журнала были всё те же студенты
Московского университета, которые принимали
участие в предыдущем издании: М.А. Антонский,
В.С. Подшивалов, И.Ф. Сафонович, П.А. Сохацкий,
М.А. Петровский. К ним добавился ряд новых
сотрудников, в том числе начинающие поэты — С.С.
Бобров, С. Тучков, М. Доброгорский, М.
Багрянский, княжны Ек. и Т. Голицыны и др.
Как значилось на титуле, издание посвящалось
«любезнейшему Отечеству и всем верным сынам
его», но каких-либо материалов,
пропагандировавших утверждение отечественных
традиций или обращенных к национальной истории,
мы на страницах журнала не обнаруживаем. Идейная
направленность «Покоящегося трудолюбца»
определяется, в сущности, теми же установками на
морализирование и поддержание в человеке
стремления к нравственному совершенствованию.
Таковы, например, статьи «Опыт краткого для
детей учения о душе» и «О мнимом усердии в
религии», где идет речь о вреде пустой
набожности и нетерпимости, источниками чего
объявляются гордость, корыстолюбие и злость;
таково же эссе «О должности человека иметь
особливое попечение о своей душе». Очень большое
место в этом издании занимают материалы, так или
иначе трактующие тему «уединения»; она
представлена и стихотворениями с тем же
названием, и прозаическими «рассуждениями», и
просто медитативными фрагментами — вроде
короткого эссе «Чувствования великодушного в
пустыне». Сама по себе актуализация этой темы
вписывалась в общий процесс идейной
переориентации проблематики литературы,
отражавшей постепенное наступление
чувствительной литературы, внедрение в нее
сентименталистского мироощущения. В этом
отношении масонские установки на самопознание,
внимание масонской этики к совершенствованию
души как нельзя лучше служили утверждению в
сознании читающей публики тех нравственных
ценностей, которые будут эстетически осваиваться
сентиментализмом. Тема дружбы, тема
тщетности стремления к славе и богатству наряду
с постоянным проповедованием уединения и любви к
Богу составляли лейтмотив тематического
репертуара журнала. Не случайно на страницах
«Покоящегося трудолюбца» практически отсутствуют
материалы, хоть как-то связанные с сатирой.
Источник: «История русской
журналистики XVIII-XIX
веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько
А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. –
СПб.:
Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г. |
|