Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Список писателей Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакт


:: Дмитрий Сергеевич Мережковский ::


Дмитрий Сергеевич Мережковский


ГЛАВНАЯ >> Биографии писателей и поэтов >> Дмитрий Сергеевич Мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Петербурге, в одном из императорских дворцов - Елагинском, в семье действительного тайного советника, столоначальника придворной конторы. Его прадед - Федор Мережки был войсковым старшиной на Украине и служил в Измайловском полку и, очевидно, тогда дед и сменил украинскую фамилию на русскую; в жилах бабушки текла кровь князей Курбских; дед по материнской линии - из крупного чиновничества - управлял канцелярией петербургского оберполицмейстера (градоначальника). В семье Мережковских было девять детей - щесть сыновей и три дочери. Дмитрий - младший из сыновей. Чувство семьи было связано у Дмитрия Сергеевича с матерью. Они испытывали друг к другу взаимную нежность. Она умерла 20 марта 1889 года, когда Дмитрию было 23 года...Отец был богат, но считал, что дети сами должны обеспечивать свою жизнь. Он умер в 1908 году, когда Дмитрий был в Париже.

Мережковский сначала учился в третьей классической гимназии, затем, в 1884 году, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекся теориями О.Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля, Ч.Дарвина, проявил интерес к новейшей французской литературе. Постигал он и различные религиозные учения, а также сектантство. Тогда же Мережковского захватили народнические идеи.


Первые стихи начал писать еще в гимназии. Впоследствии сам определил их как подражание пушкинскому "Бахчисарайскому фонтану". В 1880 году отец отвез сына к Ф.М.Достоевскому. Достоевский без восторга согласился прослушать стихи молодого человека, после чего подвел итог: "Чтоб хорошо писать - страдать надо, страдать!". Встреча с Достоевским стала одним из глубочайших переживаний юности.

В том же году Мережковский познакомился с С.Надсоном, юнкером Павловского военного училища. Через восемь лет после этого знакомства вышел в свет первый сборник стихов Д.Мережковского, и в их мотивах, их тональности угадывалось некоторое влияние поэзии Надсона.

Темы стихотворений Д.Мережковского 1880-х гг. - одиночество поэта ("Поэту наших дней" (1884 г.):

 

"Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя.
До скорбных дум твоих кому какое дело?
Твердить былой напев ты можешь про себя, -
Его нам слушать надоело...
Не каждый ли твой стих сокровища души
За славу мнимую безумно расточает, -
Так за глоток вина последние гроши
Порою пьяница бросает.

Ты опоздал, поэт: нет в мире уголка,
В груди такого нет блаженства и печали,
Чтоб тысячи певцов об них во все века
Во всех краях не повторяли.

Ты опоздал, поэт: твой мир опустошен -
Ни колоса в полях, на дереве ни ветки,
От сказочных пиров счастливейших времен
Тебе остались лишь объедки...

Попробуй слить всю мощь страданий и любви
В один безумный вопль; в негодованье гордом
На лире и в душе все струны оборви
Одним рыдающим аккордом, -

Ничто не шевельнет потухшие сердца,
В священном ужасе толпа не содрогнется,
И на последний крик последнего певца
Никто, никто не отзовется!"



"Я хочу, но не в силах любить я людей://Я чужой среди них..."), опустошенность души ("...в душе - ни веры, ни огня..."), призрачность жизни и обманчивость чувств ("Не печаль, а только след печали, // Не любовь, а только тень любви", "Безмолвным сумраком полна душа моя: // Ни страсти, ни любви с их сладостною мукой, - //Все замерло в груди...лишь чувство бытия// Томит безжизненною скукой"). Его лирический герой - мрачный романтик, разочарованный, отчаявшийся скептик, но и мечтатель, нечто средне между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким.

В 1888 году Д.С.Мережковский предпринял путешествие по Закавказью, остановился в Боржоми и там познакомился с девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. 8 января 1889 года, в Тифлисе, они обвенчались. Вскоре молодые переехали в Петербург.


В начале 1890-х годов Д.С.Мережковский сблизился с сотрудниками журнала "Северный вестник", прежде всего с редактором А.Волынским. Вокруг "Северного вестника" объеденились первые русские символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и другие. Выступления авторов "Северного вестника" имели серьезный резонанс. Они стали популярны. Популярной стала и поэзия Мережковского. Его имя уже ассоциировалось с литературной элитой, его стихи читали на всевозможных журфиксах, а в 1892 году увидела свет его вторая поэтическая книга - "Символы. Песни и поэмы".

Тогда же он выступил с публичной лекцией "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В 1893 году лекция была издана отдельной книгой. Работа Мережковского не наносила удар по эстетике русской классической литературы. Более того, в ней указывалось на наличие всех трех признаков нового искусства (а именно: мистического содержания, символов, расширения художественной впечатлительности) уже в творчестве
Толстого
, Тургенева, Достоевского, Гончарова. Новое искусство, по убеждению Мережковского, лишь продолжает эти тенденции классики.

Союз с А.Волынским был недолгим. Волынский далеко не все принимал в философии символизма, и его сближение с Мережковским произошло прежде всего на почве их хлопот о новой поэзии и негативного отношения к гражданским приорететам утвердившейся литературной критики. Первый роман Мережковского "Отверженный" (впоследствии "Смерть богов. Юлиан Отступник") опубликован в 1895 году на страницах журнала в урезанном и искаженном виде - сказалась редактура Волынского. Уже следующий роман - "Леонардо Да Винчи" в "Северном вестнике" напечатан не был.

Вскоре Мережковский сблизился с дягилевским окружением - художественные и литературные "Сливки" той поры, собрания которых проходили в доме С.П.Дягилева. В этой творческой атмосфере зародился блистательный ежемесячный журнал "Мир искусства". Редакция расположилась в квартире Дягилева.


Литературный отдел в журнале вел Д.В.Философов, с которым Д.Мережковский познакомился еще в 1892 году, когда тот еще был студентом Петербургского университета. С 1901 года началась их пятнадцатилетняя дружба. Мережковский, Гиппиус и Философов объединились в тройственный союз, в общину единомышленников, смыслом существования которой стало утверждение идей Третьего Завета, царства Духа. По инициативе Д.Философова журнал предоставил свои страницы Мережковскому, Минскому, Розанову, Гиппиус, Шестову... Самая значительная литературно-критическая работа Мережковского, в которой он выступил и как религиозный мыслитель, - "Лев Толстой и Достоевский"- опубликована в "Мире искусства" (1901-1902).

Религиозно-философское направление постепенно завоевывало журнальное пространство, что стало причиной недовольства Бенуа. В редакции обозначилось два полюса: философский и художественный. В 1903 году эти разногласия выплеснулись на страницы "Нового пути" полемикой Бенуа с Мережковским.

Однако своим интересам Мережковский не изменил: он целиком сосредоточился на религиозно-философских вопросах, на истории, современности и будущем христианства и Христианской Церкви.

В 1902 году Мережковский занялся созданием литературного журнала "Новый путь", первый номер которого вышел в свет в ноябре 1902 года. В журнале печатались религиозные произведения, идеи Соловьева, отчеты с Религиозно-философских собраний. В апреле 1905 года синодальная власть запретила Религиозно-философские собрания. Мережковский, дабы удержать журнал на плаву, написал роман "Петр и Алексей". Политическую тему в журнале был приглашен вести С.Булгаков. Разногласия между Мережковским и группой Булгакова привели к тому, что Мережковский вместе с Гиппиус добровольно устранились от сотрудничества в журнале, сохранив дружеские отношения с Булгаковым и редакцией в целом.


Еще в 1890-е годы Мережковский начал писать первую трилогию, в которой выразил свою философию истории и свой взгляд на будущее человечества. Трилогия получила название "Христос и Антихрист".

В 1904 году произошла личная встреча Мережковского с Толстым. Это произошло в Ясной Поляне.


Летом 1905 года Мережковский заговорил о поездке за границу. 14 марта 1906 года он и Гиппиус покинули Петербург и через день уже были в Париже. Там они встречаются с А.Белым, Н.Минским, К.Бальмонтом, А.Бенуа, сближаются с Г.Плехановым и Б.Савинковым. Парижская деятельность Мережковского направлена на утверждение "нового религиозного сознания", внутрнней Церкви. Для этого устраиваются русские "субботы", читаются лекции. 11 июня 1908 года Мережковский и Гиппиус возвратились в Россию.

В 1908 году одна за другой вышли книги Мережковского "Не мир, но меч. К будущей критике христианства" и "В тихом омуте". 13 января 1910 года в книжных магазинах появилась его книга "Больная Россия", в состав которой вошли статья, опубликованные в газете "Речь" в конце 1908 и в 1909 году.

Основной пафос его работ 1908-1909 годов сводился к тому, что христианская идея в России вывернута наизнанку. В 1908 году он завершил начатую еще в Париже драму "Павел I". Затем были написаны романы "Александр I" (1913) и "14 декабря" (1918). Эти вещи образовали трилогию. При первой публикации романа "14 декабря" вся трилогия была названа "Зверь из Бездны".


Мережковский выступил как неохристианин не только в своих романах и публицистике, но и в литературно-критических работах. Его дебют как литературного критика состоялся в 1888 году в "Северном вестнике". Это была статья о Чехове - "Старый вопрос по поводу нового таланта". В дальнейшем последовал целый ряд статей - опять о Чехове, а еще о Короленко, Розанове, Андрееве, Чаадаеве, Достоевском, Тургеневе, Майкове, Гончарове, Льве Толстом, Лермонтове, Гоголе, Некрасове, Тютчеве...

Октябрьскую революцию Мережковский принял враждебно. В конце 1919 года он и Гиппиус оставили Петербург и отправились в Польшу вместе с Д.В.Философовым и студентом филологического факультета Петербургского университета В.А.Злобиным. Но вскоре, в ноябре 1920 года, чета Мережковских перебралась в Париж.

В эмиграции Мережковский работал с такой же творческой жадностью, как и в России. С 1924 по 1939 года он выпустил множество литературных произведений: роман "Тутанкамон на Крите" (1924), "Мессия" (1925), "Тайна трех. Египет и Вавилон" (1925), "Наполеон" (1929), ""Тайна Запада: Атлантида - Европа" (1931), "Иисус Неизвестный" (1932-1933), "Павел и Августин" (1937), "Франциск Ассизский" (1938), "Данте", "Мессия" (1939).

За границей Мережковский яростно осуждал большевизм, и даже съездил в Италию, чтобы просить фашистского диктатора Муссолини совершить крестовый поход против Советского Союза, на что тот ответил отказом. После возвращения в Париж осенью 1941 год, заклейменный русской эмиграцией за германофильство (распространение взглядов Германии), он оказался в общественной изоляции. Однако вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе. Незадолго до смерти он, по свидетельству В.Мамченко, осудил Гитлера.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года.


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Rambler's Top100