Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Эпиграмма ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - Э - >> Эпиграмма
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Эпиграмма

 


 

(от древнегреч. epigramma — надпись) — один из самых распространенных в русской поэзии сатирических жанров. Это короткое стихотворение (иногда двустишие), пристрастно и зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В древнегреческой поэзии эпиграммами первоначально называли краткие стихотворные надписи самого различного характера. Современное понимание этого жанра восходит к сатирическим эпиграммам римских поэтов Ювенала и Марциала. Именно эпиграммы имел в виду А.С.Пушкин, называя сатиру «Ювеналовым бичом».

Для эпиграмм характерна не только краткость, афористичность, но и открытая субъективность, личное отношение поэта к предмету осмеяния. Человек или общественное явление предстают в неожиданном ракурсе. Например, в пушкинской эпиграмме на Александра I облик царя-самодержца меняется, отражая смену его общественно-политических ролей. Но в любой роли царь обнаруживает свое ничтожество. Сначала это трусливый капитан, затем «фрунтовый профессор», геройствующий на плацу во время парадов, и, наконец, «коллежский асессор», сменивший военный мундир на чиновничий:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовый профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Поэт, как этого требует жанр, создает словесное подобие карикатуры, отбрасывая малосущественные детали и подчеркивая, заостряя то, что кажется ему наиболее важным.

В эпиграммах широко используется смысловой «сдвиг», позволяющий поэту не только выявить комические противоречия в объекте насмешки, но и показать абсурдность, бессмысленность самого его существования. В эпиграмме А.С.Пушкина на критика, «шута нарядного», осмелившегося судить о личных качествах поэта, обыгрывается смысл слов «пустой» и «полный». Критик измерен той же меркой, какую он приложил к поэту:

«Хоть, впрочем, он поэт изрядный,
Эмилий человек пустой».
— «Да ты чем полон, шут нарядный?
А, понимаю: сам собой;
Ты полон дряни, милый мой!»

Критическое суждение не просто отвергается, но и обессмысливается, становится абсурдным: о «пустоте» судит дрянь, гордая своей «полнотой». А «пустота» поэта превращается в иное, положительное, качество — в свободу от дряни, которой наполнен его критик.

Тематический диапазон эпиграмм необычайно широк. Объектами осмеяния могут стать и отдельные качества человека, и события общественной жизни. Все зависит от цели поэта: ведь эпиграмма и «жалит», и «убивает», она может быть добродушно-язвительной или беспощадно-злой.

В.Л.Пушкин, например, посылает стрелу своей эпиграммы в некоего Маркела — олицетворение злобы, человека недоброжелательного, «ядовитого»:

Змея ужалила Маркела.
— Он умер? Нет, змея, напротив, околела.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz