Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Эпиграф ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - Э - >> Эпиграф
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Эпиграф

 


 

(от древнегреч. epigraphe — надпись) — короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты, взятой из какого-либо пространного текста (религиозного, фольклорного, литературного, философского, публицистического). Эпиграф помещается непосредственно перед текстом произведения или перед текстом главы произведения, сразу после заглавия. Не входя в текст художественного произведения, эпиграф, однако, указывает на него, подчеркивает особенности его содержания, образности, ритма или авторское отношение к собственному произведению.

Эпиграфы по-разному связаны с текстом произведения. Иногда в них содержится указание на тему, проблему или героя, но прямых перекличек с текстом нет. Такие эпиграфы предваряют, как правило, крупные эпические произведения. Например, эпиграф к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» намечает тему Воланда:

...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. «Фауст».

Символический смысл истории пленника, который только три дня мог наслаждаться вольной жизнью, подчеркнут эпиграфом к поэме Лермонтова «Мцыри» — цитатой из Библии:

Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю.
1-я Книга Царств.

В других случаях, чаще всего в лирических произведениях, эпиграф может повторяться и варьироваться в тексте, становясь его частью, входя в новую систему образных отношений.

На основную проблему «Капитанской дочки» — проблему чести и долга — указывает фольклорный эпиграф ко всему роману — «усеченная» пословица:

Береги честь смолоду.
Пословица.

Эта пословица повторяется, но уже полностью, в тексте первой главы, в наказе отца Гринева Петруше: «Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Латинский эпиграф из древнеримского поэта Вергилия «Ргоcul este, profani» («Прочь, непосвященные» — восклицание жреца из шестой песни «Энеиды»), предпосланный стихотворению «Поэт и толпа» А.С.Пушкина, указывает на характер отношения поэта к черни, на невозможность не только компромисса, но и диалога между ними. Первая часть эпиграфа точно повторяется в самом тексте. Обращаясь к толпе, поэт восклицает:

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!

Есть и вариант эпиграфа:

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!

Вторая часть эпиграфа также находит отклик в тексте: поэт подчеркивает, обращаясь к «бессмысленному народу»: «Ты червь земли, не сын небес». Противопоставление поэта, «посвященного» в тайны творчества, и «непосвященных», людей далеких от истинного понимания поэзии, заданное эпиграфом, — идейная основа стихотворения.

Произведение или его отдельные главы могут иметь несколько эпиграфов: они перекликаются, дополняют, «подхватывают» друг друга. Таковы, например, эпиграфы ко второй главе «Евгения Онегина»: первый — латинский: О rus! Hor. (О деревня! Гораций), второй — русский: О Русь! Иногда несколько эпиграфов как бы вступают в «состязание». Оно отражает или противоречивость самого предмета, о котором идет речь в тексте, или указывает на различные мнения, существующие об этом предмете. «Состязание» трех эпиграфов-цитат находим в седьмой главе «Евгения Онегина»:

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

Дмитриев

Как не любить родной Москвы?
Баратынский

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Где нас нет.

Грибоедов

Целая система эпиграфов использована Пушкиным в романе «Капитанская дочка». На важность эпиграфов, отражающих авторскую точку зрения, прямо указано в послесловии: свое «вмешательство» в якобы полученную им «рукопись Гринева» «издатель» ограничил тем, что «приискал к каждой главе приличный эпиграф» и изменил некоторые собственные имена. Помимо общего эпиграфа («Береги честь смолоду») все 14 глав имеют свои эпиграфы (главы III и V — по два эпиграфа). Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Остальные — подлинные фрагменты произведений русских писателей XVIII в. или авторские стилизации, написанные «старинным слогом». Обе группы эпиграфов «ведут» две основных темы романа: фольклорные — тему народа, а литературные и псевдолитературные — тему молодого дворянина. Каждый эпиграф (вместе с названием главы) либо является лаконичным «конспектом» содержания главы, либо указывает на ее ритмические или эмоциональные особенности.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz