Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Проблема ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - П - >> Проблема
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Проблема

 


 

(или проблематика, то есть совокупность проблем) (от древнегреч. problema — буквально: «нечто, брошенное вперед»; в переносном смысле: нечто, выделенное из других сторон жизни) — одна из сторон содержания литературных произведений. Как правило, даже в пределах одной темы, избранной писателем, возможна постановка самых различных проблем. Любое произведение является много проблемным.

Проблематика произведения — это отбор, выделение, усиление в избранном материале (теме) таких сторон, которые кажутся писателю наиболее значимыми с социальной, идейной, нравственной и психологической точек зрения. В проблематике в большей степени, чем в тематике, отражается личность писателя, его жизненный опыт и мировоззрение.

Следует иметь в виду, что постановка проблем в литературном произведении отличается от постановки проблем в научном трактате или публицистическом произведении. В научном или публицистическом произведении проблемы должны быть точно и ясно сформулированы и рассмотрены с использованием всех необходимых аргументов. В художественном произведении проблемы ставятся и раскрываются в образной форме.

Поэтому не следует искать точных логических формулировок и готовых ответов на поставленные вопросы. Писатели выделяют и усиливают в явлениях, людях или событиях то, что кажется им наиболее важным и значительным. Это особенно ясно видно в выборе персонажей, в характеристике их взаимоотношений (бытовых, социальных, идейных).

Даже если между произведениями существует тематическое сходство, то обязательно будут различия в постановке проблем и в их решении. Например, романы И.С.Тургенева «Отцы и дети», Н.Г.Чернышевского «Что делать?» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» тематически близки. Во всех этих произведениях в центре внимания писателей, главной их темой является молодежь 60-х годов XIX в. Пожалуй, это была самая злободневная тема в 1860-е годы, когда и были созданы эти произведения.

Однако круг проблем, волнующих писателей в рамках избранной темы, весьма различен. Каждый из них по-своему трактует тему, выделяя в ней разные стороны и заостряя в избранном жизненном материале наиболее важные проблемы.

И.С.Тургенев считал наиболее важным идеологическое столкновение «отцов» и «детей». Он подчеркнул в традиционной проблеме исторического спора двух поколений именно ее мировоззренческий и социальный смысл: Базаров представляет не просто поколение «детей». Он выразитель интересов новой социальной группы — разночинцев-демократов, поэтому с консервативными и либеральными «отцами» его разделяют не только возраст, но и понимание общества, мировоззрение, нравственные идеалы. Даже внешний облик и круг занятий Базарова отражают его пренебрежительное отношение к безнадежно устаревшим, по его мнению, моделям мышления и поведения.

Н.Г.Чернышевский в своем романе на первый план выдвинул совершенно иную проблему. Его интересовал вопрос, что может сделать молодежь 60-х годов в условиях, когда общество в целом очень консервативно, враждебно относится ко всему новому. При этом писатель взял сферу, в которой инерция старых представлений особенно сильна, — семью, отношения между мужчиной и женщиной. Ответ Чернышевского на вопрос, вынесенный в заглавие романа, таков: начать коренную ломку общества следует с семьи, с устаревшей семейно-бытовой морали. Современную проблематику писатель перевел в плоскость практических отношений между «новыми людьми», которые, по его мнению, совершенно нормальные люди, «не выше обыкновенного роста».

Ф.М.Достоевского интересовал религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в среде радикальной молодежи. Он поставил вопрос о том, к чему может привести утрата веры в Бога и нравственной почвы. Писатель убежден, что «бунт» без Бога обречен: вседозволенность не просто асоциальна и аморальна, но и ведет к гибели личности.

При том, что некоторые второстепенные проблемы, поставленные писателями, могут быть схожими или созвучными, центральные проблемы этих произведений глубоко различны. Более того, в романах Тургенева, Чернышевского и Достоевского ощутима и скрытая полемика между писателями. Тургенев — либерал и «идеалист», верный идеям просвещения и гуманизма, и Чернышевский — лидер революционной демократии 1850-х — 1860-х гг. — представляют два идеологических полюса того времени. Достоевский — «почвенник», глубоко религиозный человек — в юности прошел через увлечение социализмом, а после каторги и ссылки стал одним из самых ярых его противников.

Проблематика литературных произведений зависит от ряда факторов, среди которых на первом месте особенности мировоззрения, личности, жизненного опыта писателей. Постановка проблем и их решение определяются также представлениями писателей о сущности человека, о взаимоотношениях между людьми, об общественном развитии. Даже если писатели разрабатывают «вечные темы», их подход к ним, проблематика созданных ими произведений в немалой степени зависят от состояния общественной и идейной жизни. Тема для писателя — это всегда только лишь «поле», на котором каждый художник собирает свой «урожай» проблем.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz