Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Пейзаж ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - П - >> Пейзаж
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Пейзаж

 


 

— (франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.). Природа является частью предметного мира, изображенного в произведении. Эта функция пейзажных зарисовок — наиболее древняя. Она возникла еще в устном народном творчестве и широко используется в произведениях русской классической литературы XIX в. и в литературе XX в. Трудно представить себе эпическое или драматургическое произведение (если действие в нем разворачивается не в помещении), в котором отсутствовал бы пейзаж как необходимый элемент повествования (в романах, повестях, рассказах и поэмах) или как сценический фон (в пьесах, например в трагедии А.Н.Островского «Гроза» и в драме А.П.Чехова «Вишневый сад»). Пейзаж находим и во многих лирических произведениях. Пейзажная лирика является важнейшей частью лирической поэзии.

Необходимо помнить, что возможности изображения природы и художественное значение пейзажа в произведениях, относящихся к различным литературным родам, неодинаково. Например, в лирических стихотворениях поэтов XIX-XX вв. пейзаж, как правило, несет ощутимую психологическую нагрузку, даже если картины природы «предметны», насыщены разнообразными деталями (см., например, стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Осень» и «...Вновь я посетил...», стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной...» и «О чем ты воешь, ветр ночной?..» и многие другие). Отчасти это обусловлено родовыми свойствами лирики. Она субъективна, более открыта для непосредственного выражения настроений и переживаний по сравнению с эпосом и драматургией. Нередко явления природы становятся образами-символами, раскрывающими философские представления поэтов о мире и человеке. Это особенно хорошо видно в романтической лирике (см., например, «Невыразимое» В.А.Жуковского, «Выхожу один я на дорогу...» и «На севере диком стоит одиноко...» М.Ю.Лермонтова, «Я пригвожден к трактирной стойке...» А.А. Блока).

В эпических произведениях природа часто является самостоятельным объектом изображения. Для эпического писателя мир природы — часть действительности, предметного мира, окружающего героев. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. В эпических произведениях, начиная с романтиков, широко используется психологический пейзаж.

Психологический пейзаж — один из видов пейзажа. В нем различные явления природы соотносятся с внутренним миром героев. В отличие от обычного пейзажа, воссоздающего обстановку действия или раскрывающего авторское отношение к природе (в эпических произведениях), психологический пейзаж необходим для того, чтобы создать представление о душевном состоянии людей.

В эпических произведениях могут использоваться несколько видов пейзажа. Пейзаж важен не только для характеристики внутреннего мира героев, но и для выражения авторской позиции, что особенно наглядно проявляется в произведениях писателей-романтиков. Например, в первой главе поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова дан традиционный для романтических поэм «пейзаж-развалины», сразу же создающий вполне определенное настроение, подчеркивающий жизнеспособность легенды о юноше-пленнике на фоне руин некогда процветавшего горного монастыря. Пейзаж является одним из средств выражения авторской позиции в ранних романтических произведениях М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др.).

В произведениях XIX и XX вв., действие в которых происходит в городе, появляется особый вид пейзажа — городской (урбанистический), нередко отодвигающий на второй план или вытесняющий традиционный пейзаж. Урбанистический пейзаж — это воссоздание городской среды. Яркие примеры такого рода находим в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», в повести Н.В.Гоголя «Шинель», в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В этих произведениях воссоздан облик Петербурга. Сам город (его площади, улицы, центр и бедные окраины) становится не только местом, где разворачиваются события, но и важным фактором, влияющим на внутренний мир и философское самосознание героев. Вообще, «петербургская» тема принесла с собой резкое усиление значимости урбанистического пейзажа. В романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» воссоздана городская среда Москвы. Даже в лирических произведениях городской пейзаж с середины XIX в. начинает играть важную роль (стихотворения Н.А.Некрасова, А.А.Блока, В.В.Маяковского).

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz