Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Композиция ::


ГЛАВНАЯ >> Словарь литературных терминов >> - К - >> Композиция
Алфавитный каталог >> А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
 
   

Композиция

 


 

— (лат. compositio — сложение, состав; от componere — складывать, строить, оформлять) — 1) в широком, самом общем значении композиция — важнейшая сторона формы литературного произведения, 2) композицией часто называют особенности построения сюжетов (это узкое, частное значение термина).

Композиция — в качестве важнейшего компонента формы произведения — это вся совокупность отношений между элементами художественной формы.

Композиция включает в себя расстановку персонажей, их систему (в эпических и драматургических произведениях); порядок сообщения о событиях в сюжете (композицию сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приемов повествования в эпических произведениях (авторской речи, повествования «от первого лица», диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

Композиция конкретного произведения зависит от целого ряда факторов. Это прежде всего родовая принадлежность произведения. Не следует, например, искать композицию сюжета в лирическом произведении (лирика бессюжетна). Композиция эпических произведений, как правило, сложнее и многообразнее по составу, чем композиция в драматургии.

Анализ композиции эпических произведений предполагает прежде всего изучение таких ее сторон, как система персонажей, соотношение сюжетных линий, композиция сюжета, взаимосвязь сюжетных и внесюжетных элементов.

Напротив, характеристика различных нюансов композиции лирического стихотворения бывает совершенно необходимой, поскольку взаимное влияние различных элементов художественного текста в таких произведениях особенно велико.

Композиция сюжета либо приближает сюжет к естественному течению событий («как в жизни»), либо делает его «искусственным», не похожим на то, в каком порядке события могли происходить в жизни.

Изучение композиции сюжета необходимо для того, чтобы выявить не временные и причинно-следственные связи между событиями (это чисто сюжетные связи), а внутренние, эмоциональные, смысловые связи между событиями.

Особенно значимы в композиции хронологические перестановки отдельных событий или даже некоторых компонентов сюжета. При этом нарушается последовательность событий во времени, а в некоторых случаях писатели проявляют полное невнимание ко времени протекания событий (как, например, в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в котором хронологические связи между повестями несущественны для понимания произведения).

Нередко применяется так называемая задержанная экспозиция, то есть экспозиция, следующая после завязки действия. Сюжет сразу начинается с события, дающего толчок основному действию, а характеристика персонажей и обстановки действия становится напрямую связанной с дальнейшим развитием действия. Яркий пример задержанной экспозиции находим в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Композиционным приемом являются умолчание и узнавание. Умалчивая о каких-либо событиях, писатель держит читателя в неведении об их причинах или об истинной сути происходящего. Нередко он готовит узнавание о случившемся ранее.

В «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, например, почти до самого финала первого тома писатель умалчивает и о прошлом Чичикова, и об истинных причинах его плутовства с «мертвыми душами». Лишь в последней главе дана предыстория героя, из которой мы узнаем о его прошлом, о том, как возникла идея скупать «мертвые души». Умолчание о событиях применяется и в том случае, если писатель хочет показать своих героев в совершенно новом облике или подчеркнуть внезапность перемен в их характерах. Большую смысловую нагрузку несет использование этого приема в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Композиционным приемом в сюжетосложении может быть отсутствие экспозиции (ее элементы оказываются как бы «рассеяны» по всему произведению) или развязки действия (в этом случае финал произведения является «открытым»). Опуская развязку действия, писатель как бы обращается к воображению читателя, предлагая ему самому домыслить возможный ход событий.

Отсутствие развязки действия может означать также, что писатель предполагает множество вариантов развития событий, не желая, однако, указывать ни один из них. Например, в пушкинском «Евгении Онегине» в восьмой главе находим именно такой «открытый» финал.

 
 


:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz