|
—
(от древнегреч.
symbolon
— знак, примета) —
многозначный иносказательный образ,
основанный на подобии, сходстве или
общности предметов и явлений жизни.
В символе может быть выражена
система соответствий между разными
сторонами действительности (миром
природы и жизнью человека, обществом
и личностью, реальным и ирреальным,
земным и небесным, внешним и
внутренним).
Символ
тесно связан по происхождению и
принципам образного претворения
действительности с другими видами
иносказаний. Но, в отличие,
например, от образного параллелизма
или сравнения (эти иносказательные
образы, как правило, состоят из двух
частей, то есть двучленны),
образ-символ является одночленным. В
символе, опять-таки в отличие от
образного параллелизма и сравнения,
тождество или сходство с другим
предметом или явлением не является
очевидным, не закреплено словесно
или синтаксически.
В
отличие от метафоры, образ-символ
многозначен. Он допускает, что у
читателя могут возникнуть самые
разнообразные ассоциации. Кроме
того, значение символа чаще всего не
совпадает со значением
слова-метафоры. Понимание и
толкование символа всегда шире
уподоблений или метафорических
иносказаний, из которых он
складывается.
Символический образ может возникнуть
как результат использования самых
разнообразных образных средств:
метафор, образных параллелизмов,
сравнений. В некоторых случаях
образ-символ создается без
использования каких-либо других
видов иносказаний.
В
отличие от аллегории, символический
образ не имеет прямолинейного,
рассудочного значения. Он всегда
сохраняет живые, эмоциональные
ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в
литературных произведениях: в
лирике, в эпосе и драматургии.
Правильное толкование символов
способствует глубокому и верному
прочтению художественных текстов.
Непонимание символической природы
образов, напротив, может привести к
грубым ошибкам в истолковании
текста, к искажению авторского
замысла. Символы всегда расширяют
смысловую перспективу произведения,
позволяют читателю на основе
авторских «подсказок» выстроить цепь
ассоциаций, связывающую различные
явления жизни. Писатели используют
символизацию (создание
образов-символов) для того, чтобы
разрушить иллюзию жизнеподобия,
нередко возникающую у читателей,
подчеркнуть многозначность, большую
смысловую глубину создаваемых ими
образов.
Во
многих произведениях Лермонтова
символами часто становятся явления
природы. Символизация — излюбленный
прием поэта-романтика, размышляющего
о судьбе человека в широком
контексте мировой, вселенской жизни.
Одинокие сосна и пальма («На севере
диком стоит одиноко...»), одинокий
старый утес («Утес»), дубовый листок
(«Дубовый листок оторвался от ветки
родимой...») — символы одиноких
людей, страдающих от своего
одиночества или отчуждения. «Тучка
золотая» — символ недолговечного
счастья, которое заставляет человека
страдать.
Емким
символом является природа в поэме
«Мцыри»: это мир, в котором
романтический герой видит подобие
идеального мира «тревог и битв»,
созданного им в душе. Природа — цель
и смысл его бегства из монастыря,
«родина», куда он мечтает вернуться.
Но природа становится для Мцыри и
грозным соперником: барс, с которым
герой вступил в схватку, не просто
сильный и красивый зверь, это символ
грубой силы природы, ее враждебности
человеку. Бой с барсом символичен:
он стал поединком материи природы,
воплощенной в барсе, и несгибаемого,
гордого человеческого духа,
воплощенного в Мцыри.
Символизация, создание символов на
основе самых разнообразных
ассоциаций — яркая черта
романтической литературы. Однако и
писатели-реалисты используют
символы, создавая многозначные
образы-обобщения, связанные с
различными сторонами жизни людей.
В
романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в
ключевые моменты духовных исканий
героев автор создает образы-символы,
проясняющие отношение героев к
жизни, помогающие понять их
самопознание или прозрение.
Например, раненный в битве под
Аустерлицем князь Андрей видит над
собой «бездонное синее небо». Символ
неба здесь — одновременно символ
психологический, проясняющий
состояние души героя, и символ
философский, выражающий отношение
писателя к жизни, понимание ее
бездонной глубины и множественности
целей, которые могут возникнуть у
человека и человечества.
Образ-символ вишневого сада — основа
пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».
Этот символ раскрывает представления
персонажей и автора о жизни, о
судьбе, о времени, становится
образным «эхом» духовного мира
героев. Кроме того, вишневый сад —
философский символ, который
подчеркивает связь времен,
взаимопроникновение различных
пластов жизни, судеб бывших и новых
хозяев сада, молодого поколения,
устремленного в будущее.
Можно
выделить два основных типа символов.
К
первому типу можно отнести
символы, имеющие опору в культурной
традиции. Они — часть культуры,
для их построения писатели
используют язык культуры, в принципе
понятный более или менее
осведомленному читателю. Конечно,
каждый такой символ приобретает
индивидуальные смысловые оттенки,
близкие писателю, важные для него в
конкретном произведении.
Такими
«культурно-историческими» символами
являются образы-символы «моря»,
«корабля», «паруса», «дороги»,
«пути», «сада», «неба», «метели»,
«огня», «венца», «щита» и «меча»,
«розы», «креста», «соловья» и многие
другие. Символами могут стать ранее
созданные культурой образы, герои,
сюжеты. Например, библейский образ
пророка, образ сеятеля и притча о
сеятеле из Евангелия, средневековые
образы-символы Прекрасной Дамы и ее
рыцаря, образ Одиссея и его скитания
(«одиссея»), образ Ариона —
мифического певца, спасенного
дельфином, и т. д. Это как бы
готовые символические конструкции,
которые писатели могли дополнять,
переосмысливать, создавая на их
основе новые вариации символических
образов. В русской литературе
особенно часто источником новых
символов служила античная мифология,
а также библейские образы и сюжеты.
Ко
второму типу можно отнести
символы, создававшиеся без опоры на
культурную традицию. Такие
символы возникали на основе
смысловых отношений внутри одного
литературного произведения или ряда
произведений. Таковы символы
вишневого сада в пьесе
А.П.Чехова, барса в поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба
«уединенного», «патриарха лесов»,
в стихотворениях А.С.Пушкина
«Брожу ли я вдоль улиц шумных....» и
«Когда за городом, задумчив, я
брожу...», бешено мчащейся
«Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души».
Особенно часто индивидуальные
символы создавались русскими
писателями-символистами, считавшими
их не просто одним из видов
иносказательных образов, а важнейшей
категорией художественного
мировоззрения. Например, в поэзии
А.А.Блока, который широко
использовал традиционные символы
(«роза», «крест», «щит», София,
Царица, Прекрасная Дама и т. п.),
основное место занимают именно
индивидуальные символы, созданные
поэтом.
Прекрасную Даму
ранних стихотворений Блока сменяют
Незнакомка и Снежная Дева,
образ-символ «отрока, зажигающего
свечи» сменяется образом-символом
человека, «пригвожденного к
трактирной стойке», спасающегося в
винном угаре от ужасов и соблазнов
«страшного мира». «Страшный мир» —
один из самых
емких и значительных
символов в поздней лирике Блока.
Этот образ возникает как итог
символического осмысления поэтом
всего, что он видит в окружающем
мире и в себе самом. В лирике Блока
от стихотворения к стихотворению, от
цикла к циклу развертываются
образы-символы пути, дали, движения,
«кольца существованья»: они выражают
представления поэта о вечном и
преходящем в жизни людей, о его
судьбе и судьбах мира, создают «миф»
о человеке и времени.
Представления о
символе у русских
писателей-символистов конца
XIX
— начала
XX
в. не совпадают с
традиционными. Для них символ был не
только художественным образом,
способным выразить обобщенные
представления о мире и человеке.
Символ для них — важнейший
«инструмент» в их особом способе
постижения реальности. Это средство
познания-проникновения в мир
мистических «сущностей» через мир
простых и ясных, чувственно
воспринимаемых «вещей». Символ
рассматривался
писателями-символистами в одном ряду
с такими эстетическими категориями,
как «прекрасное», «безобразное»,
«трагическое», «комическое». Но и
широкое эстетическое восприятие
символа казалось недостаточным.
Многие символисты считали символ
категорией «сверхэстетической»,
категорией мировоззрения, элементом
мифологического восприятия мира. |