«Фамилия» Фафивва была для особой выразительности набрана церковно-славянским
шрифтом с двумя, в то время уже не употреблявшимися буквами – фитой и ижицей. К
нему (А. Белому) чуть не вызвали психиатра. Этими карточками
Белый хотел создать
особую атмосферу, в которой игра (смешные, вымышленные имена и адреса) и
мифические персонажи (единорог, а на других карточках – кентавры, карлики и пр.)
становились частью окружающего реального мира. Ведь отпечатанные в типографии
визитные карточки приходили по настоящей почте или их приносил посыльный. Быть
человеком круга всех московских символистов значило не отрицать возможности
существования единорогов в московских закоулках.
Всякого рода «странности» в среде русских символистов появились практически
одновременно с рождением символизма. Еще в 90-х годах
Брюсов поражал
собеседников загадочными речами, намеренно ничего не разъясняя. А Бальмонт
«дикими» выходками покорял женщин и доводил
до исступления мужчин. Воспитанный же в такой
атмосфере читатель уже ничему не удивлялся.
Жизнь порождала искусство, искусство переливалось в жизнь – строило ее по своим
законам. Игра перерастала в реальность, и все оказывалось соответствием всего.
Эта причудливая действительность становилась повседневной атмосферой, ею жили и
дышали. Таков был московский символизм.
В Петербурге все обстояло немного по-другому.
Символистами называли себя и те,
кто стремился к туманным намекам на неясный им самим смысл, и направлявшие мысль
читателя по пути прихотливых ассоциаций, и претендовавшие на то, чтобы
определить словами еще никем не познанную сущность Вселенной.
Символизм Петербурга – это особое состояние мира
и человека, повлекшее за собой перемены во всех областях жизни. В человеке же
главное, по символизму, особая нервность, тяготение к мистическому познанию.
Петербургские символисты
стремились продемонстрировать обостренную чувствительность, непонятные обычному
человеку переживания, неожиданные видения. Символисты описывают мир духов,
доступный спиритам.
Символизм по-петербургски –
это игра со светом и тенью. Вера в то, что помимо мира видимого, реального,
существует другой – невидимый, сверхъестественный; вера в возможность человека
общаться с этим миром. Символизм по Петербургу – это разрыв границ и прорыв в
будущее, а вместе с тем и в прошлое,
прорыв в иное измерение.
Три
главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание,
символы и расширение художественной впечатлительности.
Петербургский символизм иногда называют «религиозным». Религиозность, однако,
понимается максимально широко – это не только православие, но и иные
вероисповедания и религиозные искания: от народных, сектантских, до рассудочных
конструкций высокообразованных людей.
И Ветхий
и Новый Завет, считали петербургские символисты, уже исчерпаны. Человечество
должно перешагнуть в царство, предсказанное Апокалипсисом. И они старались
показать современному православию новый путь – Третьего Завета. |