Эти трое поэтов, а
также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут в том же году назвали себя
акмеистами (от греч. akme - "высшая степень"). Приятие земного мира в его зримой
конкретности, острый взгляд на подробности бытия живое и непосредственное
ощущение природы, культуры, мироздания и вещного
мира, мысль о равноправии всего сущего - вот что объединяло в ту пору всех
шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой -
то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремлённость к "мирам
иным" и пренебрежение к земной, предметной реальности.
Изменилось и
отношение к слову: акмеисты утверждали, что поэтическое слово имеет твёрдо
очерчённые границы. И. Ф. Анненский, поэт и критик, говорил о поэтах, пришедших
на смену символизму: "Всё это не столько мушки, как артисты поэтического слова.
Они его гранят и обрамляют". Акмеисты подчёркивали границы
поэтического текста - это сказалось и в лаконичности стихового повествования, и
в лаконичности стихового повествования, и в чёткости лирической фабулы, и в
остроте завершения стихотворной пьесы: знаменитые "шпильки", "пуанты", "выпада"
у Ахматовой и
Мандельштама.
Поэзия акмеизма
отличалась повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в
перекличку с минувшими литературными эпохами. "Тоска по мировой культуре" - так
определил впоследствии акмеизм О.Э.Мандельштам. Мотивы и настроения
"экзотического романа" и традиция лермонтовского "железного стиха" у
Гумилёва;
образы древнерусской письменности Данте и психологического романа XIX в. у
А.А.Ахматовой; идеи натурфилософии у Зенкевича; античность у Мандельштама; мир
Н.В Гоголя, Г. С. Сковороды у Нарбута - вот далеко не полный перечень затронутых
акмеистами культурных слоёв. При этом каждый из акмеистов обладал творческим
своеобразием. Если в поэзии Н.С.Гумилева звучал порой гимн "сильной личности",
а в произведениях М.А.Кузмина преобладало характерное для акмеизма эстетство,
то творчество А.А.Ахматовой развивалось прогрессивно, переросло узкие границы
акмеизма и в нём возобладали реалистическое начало, патриотические мотивы.
Находки акмеистов в области художественной формы использовались некоторыми
нашими поэтами в последние десятилетия.
|