Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Список писателей Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакт


:: Акмеизм ::


В 1912 г. среди множества стихов, опубликованных в петербургских журналах, читатель не мог не задержать внимания на таких, например, строчках:
 
"Я душу обрету иную,
Всё, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя."

(Н. С. Гумилев)
 
"И часы с кукушкой ночи рады,
Все слышней их чёткий разговор.
В щёлочку смотрю я: конокрады
Зажигают под холмом костёр."

(А. А Ахматова)
 

"Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой."

(О. Э. Мандельштам)

 
Эти трое поэтов, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут в том же году назвали себя акмеистами (от греч. akme - "высшая степень"). Приятие земного мира в его зримой конкретности, острый взгляд на подробности бытия живое и непосредственное ощущение природы, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всего сущего - вот что объединяло в ту пору всех шестерых. Почти все они прошли ранее выучку у мастеров символизма, но в какой - то момент решили отвергнуть свойственные символистам устремлённость к "мирам иным" и пренебрежение к земной, предметной реальности.

Изменилось и отношение к слову: акмеисты утверждали, что поэтическое слово имеет твёрдо очерчённые границы. И. Ф. Анненский, поэт и критик, говорил о поэтах, пришедших на смену символизму: "Всё это не столько мушки, как артисты поэтического слова. Они его гранят и обрамляют". Акмеисты подчёркивали границы поэтического текста - это сказалось и в лаконичности стихового повествования, и в лаконичности стихового повествования, и в чёткости лирической фабулы, и в остроте завершения стихотворной пьесы: знаменитые "шпильки", "пуанты", "выпада" у Ахматовой и Мандельштама.

Поэзия акмеизма отличалась повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с минувшими литературными эпохами. "Тоска по мировой культуре" - так определил впоследствии акмеизм О.Э.Мандельштам. Мотивы и настроения "экзотического романа" и традиция лермонтовского "железного стиха" у Гумилёва; образы древнерусской письменности Данте и психологического романа XIX в. у А.А.Ахматовой; идеи натурфилософии у Зенкевича; античность у Мандельштама; мир Н.В Гоголя, Г. С. Сковороды у Нарбута - вот далеко не полный перечень затронутых акмеистами культурных слоёв. При этом каждый из акмеистов обладал творческим своеобразием. Если в поэзии Н.С.Гумилева звучал порой гимн "сильной личности", а в произведениях М.А.Кузмина преобладало характерное для акмеизма эстетство, то творчество А.А.Ахматовой развивалось прогрессивно, переросло узкие границы акмеизма и в нём возобладали реалистическое начало, патриотические мотивы. Находки акмеистов в области художественной формы использовались некоторыми нашими поэтами в последние десятилетия.



:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Rambler's Top100

Hosted by uCoz