Добро пожаловать на сайт "Русские писатели и поэты"!
Главная страница Биографии писателей и поэтов Разные материалы Гостевая книга Ссылки на дружественные проекты Контакты


:: Общество любомудрия ::


  ГЛАВНАЯ >> Литературные общества начала XIX в. >> Общество любомудрия
 
 

«Общество любомудрия» - литературно-философский кружок, организованный В. Одоевским и Д. Веневитиновым, и существовавший в Москве в 1823-1825 гг. В кружок в разное время входили: В. Одоевский (председатель), Д. Веневитинов (секретарь), И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, Н.М. Рожалин, В.П. Титов, Ф.С. Хомяков; к нему по взглядам были близки С.П. Шевырев, Н.А. Мельчугов, М.П. Погодин.

В кружок входили воспитанники Московского университетского благородного пансиона, а также студенты и вольнослушатели Московского университета; многие из них после завершения образования были зачислены на службу в Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, получив прозвище «Архивные юноши», закрепленное за ними А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине» («Архивны юноши толпою // На Таню чопорно глядят».).

Члены «Общества любомудров» на собраниях, носивших преимущественно философский характер, изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И.Г. Фихте, Л. Окена, Герреса, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке диалектики и философии искусства в России.

На любомудров оказала воздействие «система тождества» Шеллинга, на основе которой предпринимались попытки построения цельного философского «науко-учения». В области эстетики любомудры выступали против «критики вкуса» и эмпиризма, доказывая необходимость «единства теории изящного» (Одоевский, Веневитинов, Киреевский, Шевырев).

«Философия, - отмечал Веневитинов, - и применения оной ко всем эпохам наук и искусств – вот предметы, заслуживающие наше внимание, предметы тем более необходимые для России, что она еще нуждается в твердом основании изящных наук и найдет сие основание, сей залог своей самобытности и, следственно, своей нравственной свободы».

Философское умонастроение уживалось у некоторых членов общества с либерально-политическими интересами (Киреевский с увлечением читал Гельвеция, Веневитинов под влиянием творчества Байрона воспевал «свободу» и «месть» узурпаторам). Либеральные настроения в кружке усилились накануне восстания декабристов, когда, по свидетельству Кошелева, сочинения французских «политических писателей» оттеснили немецкую философию. Но после 1825 года, напуганные репрессиями, любомудры распустили общество, а его устав и протоколы были сожжены Одоевским.

Участники кружка печатались преимущественно в "Вестнике Европы" и "Мнемозине" (созданной совместно Одоевским и Кюхельбекером), а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного «любомудрами» "Московского вестника".

Общество любомудрия, сыгравшее заметную роль в разработке на русской почве идеалистической диалектики и философских теорий искусства, в известной мере подготовило деятельность Н.И. Надеждина и В.Г. Белинского. Шеллингианское понимание истории как науки «самопознания» человечества неизбежно привело любомудров к национальным истокам. Именно «любомудры» стали основоположниками славянофильства.

 
 
 
  См. также: А.И.Кошелев "Записки"  

:: Назад ::
 

© Дизайн и разработка: Demon 2003 - 2103
Администратор сайта: Demon

Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
холодильники samsung . курьерская служба доставки по москве комментарий . квартира посуточно трехкомнатная бульвар адмирала ушакова . Звезда мирового футбола Ривалдо
Hosted by uCoz