:: На главную :: Библиотека ::

:: На страницу писателя ::



Всеобщая придворная грамматика

    Предуведомление

    Сия Грамматика не принадлежит частно ни до которого двора: она есть всеобщая, или философская. Рукописный подлинник оной найден в Азии, где, как сказывают, был первый царь и первый двор. Древность сего сочинения глубочайшая, ибо на первом листе Грамматики хотя год и не назначен, но именно изображены сии слова: вскоре после всеобщего потопа.

    Глава первая: ВСТУПЛЕНИЕ

    Вопр.: Что есть Придворная Грамматика?
    Отв.: Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.
    Вопр.: Что значит хитро льстить?
    Отв.: Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.
    Вопр.: Что есть придворная ложь?
    Отв.: Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.
    Вопр.: На сколько родов разделяются подлые души?.
    Отв.: На шесть.
    Вопр.: Какие подлые души первого рода?
    Отв.: Те, кои сделали несчастную привычку, без малейшей нужды, в передних знатных господ шататься вседневно.
    Вопр.: Какие подлые души второго рода?
    Отв.: Те, кои, с благоговением предстоя большому барину, смотрят ему в очи раболепно и алчут предузнать мысли его, чтобы заранее угодить ему подлым таканьем.
    Вопр.: Какие суть подлые души третьего рода?
    Отв.: Те, которые пред лицом большого барина, из одной трусости, рады все всклепать на себя небывальщины и от всего отпереться.
    Вопр.: А какие подлые души рода четвертого?
    Отв.: Те, кои в больших господах превозносят и то похвалами, чем гнушаться должны честные люди.
    Вопр.: Какие суть подлые души пятого рода?
    Отв.: Те, кои имеют бесстыдство за свои прислуги принимать воздаяния, принадлежащие одним заслугам.
    Вопр.: Какие же суть подлые души рода шестого?
    Отв.: Те, которые презрительнейшим притворством обманывают публику: вне двора кажутся Катонами, вопиют против льстецов; ругают язвительно и беспощадно всех тех, которых трепещут единого взора; проповедуют неустрашимость; и по их отзывам кажется, что они одни своею твердостию стерегут целость отечества и несчастных избавляют от погибели; но, переступя чрез порог в чертоги государя, делается с ними совершенное превращение: язык, ругавший льстецов, сам подлаживает им подлейшею лестию; кого ругал за полчаса, пред тем безгласный раб; проповедник неустрашимости боится некстати взглянуть, некстати подойти; страж целости отечества, если находит случай, первый протягивает руку ограбить отечество; заступник несчастных, для малейшей своей выгоды, рад погубить невинного.
    Вопр.: Какое разделение слов у двора примечается?
    Отв.: Обыкновенные слова бывают: односложные, двусложные, троесложные и многосложные. Односложные: так, князь, раб; двусложные: силен, случай, упал; троесложные: милостив, жаловать, угождать, и наконец многосложные: Высокопревосходительство.
    Вопр.: Какие люди обыкновенно составляют двор?
    Отв.: Гласные и безгласные.

    Глава вторая: О ГЛАСНЫХ И О ЧАСТЯХ РЕЧИ

    Вопр.: Что разумеешь ты чрез гласных?
    Отв.: Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: О! - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: А! - тогда дело обыкновенно в тот же час и решено.
    Вопр.: Сколько у двора бывает гласных?
    Отв.: Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.
    Вопр.: Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода?
    Отв.: Есть: полугласные, или полубояре.
    Вопр.: Что есть полубоярин?
    Отв.: Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные; или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный.
    Вопр.: Что разумеешь ты чрез придворных безгласных?
    Отв.: Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.
    Вопр.: Что при словах примечать должно?
    Отв.: Род, число и падеж.
    Вопр.: Что есть придворный род?
    Отв.: Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит; ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы.
    Вопр.: Что есть число?
    Отв.: Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных.
    Вопр.: Что есть придворный падеж?
    Отв.: Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.
    Вопр.: Сколько у двора глаголов?
    Отв.: Три: действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.
    Вопр.: Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются?
    Отв.: Повелительное и неопределенное.
    Вопр.: У людей заслуженных, но беспомощных, какое время употребляется по большей части в разговорах с большими господами?
    Отв.: Прошедшее, например: я изранен, я служил, и тому подобное.
    Вопр.: В каком времени бывает их ответ?
    Отв.: В будущем, например: посмотрю, доложу, и так далее.

    Глава третья: О ГЛАГОЛАХ

    Вопр.: Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени?
    Отв.: Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):

    Настоящее:

    Я должен.: Мы должны.
    Ты должен.: Вы должны.
    Он должен.: Они должны.

    Вопр.: Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени?
    Отв.: Весьма редко: ибо никто долгов своих не платит.
    Вопр.: А в будущем?
    Отв.: В будущем спряжение сего глагола употребительно: ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.

    (Конец.)

    1786 г.


Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать
Hosted by uCoz