В сумерки, проходя по базару в Яффе, я нечаянно поднял глаза и увидел
тонкий серп луны. Закрывались в полумраке рядов лавочки, проносили от
фонтана последние кувшины. Собаки, горбясь и сливаясь с темнотой внизу,
подбирали остатки торга. Неожиданно дошла откуда-то нежная сладость
цветущего дерева. Я поднял глаза и увидел в легком и прозрачном небе вихор
пальмы, а над ним - острый, чистый, тонкий "лук Астарты".
На берегу, под городской стеной, тянуло теплым ветром с неоглядной
мелкой зыби взморья. Чуть видные, мягко и красиво намазанные сизой мутью
облака терялись на закате... "Сумерки, море, угол ханаанско-аравийских
берегов..." - подумал я. Над стеной, в старом каменном домишке, зияет
черная оконная дыра без стекол. Слышно, как там, в каморке без огня,
укладываются спать и, плача, ссорятся дети. На западе, над лиловатой тьмой
моря, склоняется покрасневший, меркнущий и теряющийся в небе полумесяц. И
так пустынны сумерки над гаванью бесследно исчезнувшего с лица земли
Ханаана, так все просто и бедно вокруг, точно я один в мире, у его
безлюдного начала...
На другой день я покинул Яффу. Убирали трапы, вечерело. Жаркое солнце
склонялось к золотому морю. Рейд стоял как зеркало, рифы обнажились,
отдыхали, белые чайки, плававшие над кормой, казались огромными. В упор
освещенная Яффа, громоздясь на холме перед нами, переливалась зеркальным
отражением воды и вся была цвета банана. Задрожала, поворачиваясь, корма,
забурлил винт - и Яффа тронулась. Но я не спускал с нее глаз до тех пор,
пока она, все отдаляясь, не слилась, наконец, с песками на юге, фиолетовыми
от голубой дымки воздуха и опускающегося солнца.
А потом я смотрел на Саронскую долину, вдоль которой мы шли на север.
Все смутней и печальней становилась долина. Солнце погасло, и вода у берегов
стала тяжелой, кубовой. Одиноким, затерянным казалось какое-то селеньице,
далеко-далеко белевшее в сини равнины. Я смотрел и дивился безлюдности этого
побережья. Вон где-то там, в устьях мелких рек, бегущих от Кармила, лежала
Кесария. Некогда это был славный порт и город Ирода; теперь только пески,
камни и колючий кустарник... И так - по всему побережью.
С вечера было тепло и ясно. Палуба, испещренная легкими тенями снастей,
блестела. В вышине, сквозь снасти, тепло сиял полумесяц. Но близился Ливан.
На ночь я открыл в каюте иллюминатор - и после полуночи проснулся: стало
прохладно, по темной каюте ходил сильный влажный ветер. Я заглянул в
иллюминатор: и там была серая темь. Пахло морем. Ливан дышал мглою. Во мгле,
как на краю земли, висели два мутных маячных огня. Дальний был красноватый.
Я подумал: это Тир или Сидон. И мне стало жутко.
За Кесарией - следы Египта и Финикии. Во времена служения Астарте на
месте Кесарии был какой-то большой ханаанский город, упоминаемый в
надгробном заклятии царя Эзмунацара. Ранее, во времена поклонения "богу
всепожирающего времени", крокодилу, был египетский Крокодилопос. И в песках,
затянувших останки этих городов, и теперь еще находят разбитые сиениты,
погребальные колодцы крокодилов...
В полночь мы прошли Кармил, горный мыс Ваала Громовержца. С Кармила
иудейские пророки метали самые ярые проклятия язычеству. На Кармиле, в одной
из пещер троглодитов, жил Илия, лютейший враг Ваала. Но жизнь на Кармиле,
бывшем ипостасью Ваала, не прошла для Илии даром. Тысячи преданий слили его
образ с образом солнечного бога: Илия был питаем вранами, повелевал громами
и бурями, низводил огнь и дождь с неба, превращал в камни растения, заживо,
как истый сын Солнца, вознесся к нему на пламенной колеснице. И все это
сделал Кармил, на котором не было даже капищ, - только каменные
жертвенники, - Кармил, у подошвы которого Лемех убил одичавшего Каина,
приняв его за зверя. Необозримое море, с трех сторон лежащее под Кармилом,
бушует круглый год. И богослужения в монастыре кармелитов, стоящем теперь на
Кармиле, принимают порой жуткое величие древних языческих богослужений.
"Море заглушало голоса поющих и орган, - говорит один паломник. - Над
горою стоял непрерывающийся гул - глас Божий, потрясающий пустыню и
приводящий в содрогание горы..."
Качало у Кармила и нынче. Засыпая, я чувствовал, как темная каюта
опускается и поднимается, слышал скрип переборок. Теперь было тихо. Кармил
был уже далеко. Ровно, с однообразным плеском бежала вода вдоль борта
погруженного в сон и тьму парохода. Мы шли уже мимо "блудилищных гротов
Астарты" и погребальных спэосов, мимо каменисто-песчаной полосы под
волнистыми отрогами и скатами Ливана, - мимо самого Шеола, этого сплошного
некрополя между Тиром и Сидоном. Когда-то от Тира до Сидона "можно было
пройти под землею - по гробовым пещерам и колодцам". И как дерзко мешались
когда-то с ними "гроты" Астарты! Ее поклонники и поклонницы чертили
мистический знак треугольника даже на стенах спэосов. А Тир? Разве думал он
о смерти, - он, "Сын Солнца и Моря, рожденный в веках баснословных,
превзошедший все народы жаждой жизни, алкавший земель всего мира"?
И все же победила - смерть. "Тир, умолкший среди моря! Кую мзду
приобрел ты от него? Сия глаголет Адонаи-Господь: се аз на тя, Сур, и
приведу на тя языки многи, яко же восходит море волнами своими..." Ужасные
слова! Но есть еще ужаснее: "Вот я приведу на тебя. Тир, лютейших из
народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей... Сделаю тебя городом
опустелым, подобно городам необитаемым, когда подниму на тебя пучину...
Низведу тебя с отходящими в могилу, к народу, давно бывшему, и помещу тебя в
преисподних земли... Ибо вознеслось сердце твое и сказало: аз есмь Бог!"
"Аз есмь Бог..." Библейские пророки до потрясающей высоты вознесли
проклятия слишком "вознесшейся" жизни. И по слову их и вышло: тиро-сидонский
берег, столь щедро оплодотворяемый Богиней Жизни, дал начало образу Шеола -
преисподней. Его погребальные камеры и колодцы, перемешанные с гротами
страсти, получили страшные названия "сетей смерти", "колодцев гибели". И
"простерся страх смертный над радостной страной Ваала-Солнца". Это ведь он,
этот страх, внушил царю Эзмунацару мольбу его скорби и беззащитности:
"В месяц дождей, в год четырнадцатый царствования... Поражен, пленен я,
наследник дней героев, сошел в ад, сын бога смерти... Заклятие мое перед
всем царством и всем человечеством: да не вскрывает никто входа моего, не
сдвигает гробницы моей, не оскорбляет меня внесением другого гроба!"
Бог ли человек? Или "сын бога смерти"?
На это ответил сын Божий.
1909
|